Строительство было начато в 2000-2002 годах Министерством путей сообщений. А после продажи месторождения было продолжено в2008-2012 годах «Металлургшахтспецстроем» и «Трансстроем» в интересах компании «Мечел».
Планами на 2010 год предусматривалось оборудование на железнодорожном пути 4 станций (Улак, Верхний Улак, …, Эльга) и 13 разъездов
.
История строительства
30 сентября 2000 года МПС начало строительство 315-километровой трассы Улак (Зейское водохранилище) — Эльгинское угольное месторождение. Административным центром как и у БАМа стала — Тында. Базой для строительства — новая станция Верхний Улак, открытая в ноябре 2001 года. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы».10 января 2002 года из-за роста расходов по смете с $1 млрд до $4 млрд и решения правительства о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей стройка была остановлена. Было построено около 60 км путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги.
К маю 2009 года рабочее движение было открытодо 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 %, от 218 км до 286 км — 80 %, на среднем участке велась отсыпка. Завершение строительства планировалось на конец 2010 года, но из-за проблем с финансированием, строительство было частично остановлено в апреле 2009 года. К этому времени долг «Мечела» перед генподрядчиком достиг 2,6 млрд рублей. К июню 2009 года были остановлены практически все работы, а долг достиг 4 млрд рублей. Тысячи работающих остались без средств к существованию, были случаи самоубийств среди директоров, которые увязли в кредитах. Средства на продолжение строительства были получены за счет размещения облигаций «Мечел» в государственных банках на сумму 10 млрд рублей.
В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгамы. Общая сметная стоимость дороги на январь 2010 года оценивалась в 45 млрд рублей. В результате конфликта в конце 2009 года произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстрой» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой». «Трансстрой» осталась в проекте и достраивала автомобильную дорогу, работы на которой были завершены во II квартале 2010 года. В июле 2011 года ЗАО «Металлургшахтспецстрой» приобрело в лизинг 36 комплексов специальной дорожно-строительной техники Volvo, в том числе сочленённые самосвалы серии A40E, тяжелые гусеничные экскаваторы серий 360 и 460, а также специальный трактор-тягач, изготовленный на базе сочлененного самосвала Volvo A30E.
В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге начата в августе 2011 года, подвозится к месту перегрузки автомобильным транспортом (самосвалами).
В середине января 2012 года поступили сведения о том, что прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения полностью закончена. Открыто сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского месторождения. Объем потребовавшихся для прокладки железнодорожного полотна инвестиций составил порядка 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 километр железнодорожного полотна и возведены 76 мостов. Всего в 2008-2011 годах к строительству были привлечены 70 подрядных организаций. После небольшого участка БАМа и дороги Беркакит—Томмот—Якутск ветка Улак — Эльга стала третьей железнодорожной нитью на территории Якутии.
Эксплуатация
В 2010 году притрассовая дорога была использована для доставки спецтехники, предназначенной для освоения Эльгинского месторождения. Доставка осуществлялась несколькими колоннами, вскрышные работы начались летом 2010 года.
Уголь планируется использовать на российских предприятиях, а также, на первом этапе, отправлять на экспорт через порт Посьет. Затем экспортные поставки планируется осуществлять через терминал в порту Ванино, строительство которого запланировано в 2011—2012 годах.
Перспективы
В 2012-2014 годах ожидается лизинговая поставка 18 новых магистральных односекционных восьмиосных тепловозов ТЭМ8. В марте 2012 года состоялась эскизная презентация нового локомотива. Поставка первых трех ТЭМ8 запланирована в четвертом квартале 2012 года.
Планы развития предусматривают, что в 2015 году по железной дороге может быть отправлено 6,9 млн тонн угля.
Для повышения пропускной способности до 25 млн тонн угля в год предусматривается электрификация дороги. При этом строительство ЛЭП 220 кВ для внешнего электроснабжения Эльгинского угольного комплекса планируется вдоль железной дороги.
В 2008 году генеральный директор управляющей компании «Мечел» Владимир Полин так прокомментировал возобновление строительства:
Данный регион очень богат ресурсами - кроме угля, здесь есть еще масса других полезных ископаемых. Мы будем строить в этом регионе собственную и единственную железную дорогу в район месторождения. Чтобы полностью сохранить за собой собственность, мы не планируем привлекать партнеров. Теоретически лицензии на другие возможные эльгинские месторождения будут открыты для приобретения всем участникам рынка. |
В 2012 году компания «Мечел» получила лицензию на разработку Сутамской железорудной площади, находящейся в 50 км западнее дороги Улак — Эльга. Что может дать дополнительный стимул для развития дороги.
В качестве дальней перспективы возможно продолжение железной дороги до Аяна и Охотска, аналогично продолжению Амурско-Якутской магистрали до Магадана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий