В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969«О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Строительство заводов и города
Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970-1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).
Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).
На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.
Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.
Проектирование и запуск производств
Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).
Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.
Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КАМАЗ 5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170(6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачева и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.
В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.
Выпуск автомобилей
Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КАМАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната[3].
В конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.
В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.
На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).
В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть, за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством[4]. Составляя треть грузового автопарка страны КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.
В 1990 году на базе заводов КамАЗа создаётся одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — ОАО «КАМАЗ».
Пожар 1993 года
14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КАМАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.
Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.
1990-е
В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.
К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.
30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗА сошёл 1600000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.
2000-е
В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».
В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожных ралли «Дакар» в седьмой раз (в пятый раз подряд). За повышение качества производства «КАМАЗ» (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.
За 2007 год КАМАЗ выпустил 52650 грузовиков, 63200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.
В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ — 13444 единицы. Указом Президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.
В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ(КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.
2010-е
В 2010 году завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой маркой CNH (Case New Holland, принадлежащая FIAT Group, — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники). Согласно соглашению между ОАО «КАМАЗ» и CNH, образованное совместное предприятие «Си-Эн-Эйч-КАМАЗ Индустрия» (CNH-KAMAZ Industrial BV) должно выпускать до 4000 единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями мощностью 300 л.с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300—535 л.с. и строительную технику[6].
После значительного сокращения объёмов производства в 2009—2010 годах, вызванного финансовым кризисом 2008 года, завод начал наращивать темпы выпуска продукции. В 2011 году было реализовано более 45 тысяч грузовиков, что на 40 % выше, чем в 2010 году[7].
15 февраля 2012 года с конвейера КАМАЗа сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель из тяжёлого семейства грузовых машин повышенной грузоподъёмности — КАМАЗ 6522.
Собственники и руководство
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. Акционеры завода по состоянию на июнь 2010 года[8]:
- 49,9 % акций принадлежит государственной корпорации «Ростехнологии»;
- 27,3 % контролирует компания «Тройка Диалог»;
- 11 % принадлежит компании Daimler (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года);
- 4 % контролирует Европейский банк реконструкции и развития.
В то же время, у «КАМАЗа» имеется много миноритарных акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц)
В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе:[10]
- Мэр г. Набережные Челны (с апреля 2010 г. — Премьер-министр Татарстана) — Ильдар Шафкатович Халиков,
- Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов,
- Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.
- Высшие руководители
- 1969−1981 — Васильев, Лев Борисович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
- 1981−1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
- 1987−1991 — Бех, Николай Иванович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
- 1991−1997 — Бех, Николай Иванович, Президент, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
- 1997−2002 — Костин, Иван Михайлович, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
- 2002− н.в. — Когогин, Сергей Анатольевич, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
- Фирменные обозначения
Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.
Ранее название предприятия неоднократно менялось:
- В 1969-1973 годах — оно именовалось Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного завода (пользовались двумя названиями в равной степени);
- С 1973 года — Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей;
- C 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ»
ОАО «КАМАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года[11].
Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114».[12]
Деятельность
ОАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 — в Набережных Челнах. Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.
Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.
Также имеются зарубежные производственные мощности в следующих странах:
- Азербайджан
- Ангола
- Афганистан
- Венесуэла
- Вьетнам
- Индия
- Иран
- Казахстан
- КНДР
- Никарагуа
- Пакистан (с 19 ноября 2006 года)
- Панама
- Польша
- Саудовская Аравия
- Судан
- Туркменистан
- Украина
- Чили
- Эфиопия
- Структура группы
ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах ещё более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ» В группу входят:
- Автомобильный завод (Набережные Челны)
- ОАО «КАМАЗ-Металлургия»
- Камский литейный завод (сейчас один из крупнейших в России
- Камский кузнечный завод
- Камский автомеханический завод
- ОАО «Камский прессово-рамный завод»
- Завод двигателей ОАО КАМАЗ
- ЗАО Ремдизель
- ОАО «Торгово-финансовая компания „КАМАЗ“»
- ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ)
- ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (Бывший СЗАП г.Ставрополь)
- Дилерский центр «Автосила»
- ОАО КамазТехОбслуживание
- ООО «КАМАЗавтотехника»
- ОАО РИЗ (бывший ОАО Камазинструментспецмаш)
- ОАО "КИП «Мастер»
- ООО «КАМАЗ-ФИНАНС»
- ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ»
- Научно-технический центр «ОАО КАМАЗ»
- и др.
- Показатели деятельности
В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек. Производственные мощности подразделений и дочерних отделений с 1 января 2008 года[2]:
- Грузовые автомобили — 71 тыс.;
- Силовые агрегаты — 60 тыс.;
- Автобусы — 1,5 тыс.
В 2007 году на экспорт отправлено 13,5 тыс. автомобилей (25,5 % от общего объёма выпуска). ОАО «КАМАЗ» — восьмикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации».
Объём производства грузовых машин в 2008 — 51 тыс. машин (падение на 3 %). В сегменте HCV автопроизводитель выпустил 35508 единиц (26,5 % от общего объёма реализации в данном сегменте).[14]
До мирового кризиса за десять месяцев 2008 года предприятия группы ОАО «КАМАЗ» отгрузили своим потребителям товарной продукции на 79 млрд 150 млн рублей. Было выпущено и реализовано: 44 533 грузовых автомобилей (+3,0 % к 2007 году); 58 585 двигателей и силовых агрегатов (+12,3 % к 2007 году).
Выручка группы в 2010 году по МСФО составила 73,77 млрд руб. (в 2009 году — 60,1 млрд руб., в 2008 году — 96,348 млрд руб.), чистый убыток — 889 млн руб. (в 2009 году чистый убыток 2,6 млрд руб., в 2008 году чистая прибыль 1,065 млрд руб.)[15][8][16].
За отчетные 12 месяцев 2011 года КамАЗ получил чистый убыток в 1 млн евро по МСФО, а по РСБУ получилась прибыль 66,66 миллионов рублей. Убытки концерна Daimler AG от долевого участия (15%) в российском ОАО «КамАЗ» по итогам 2011 г. составили 35 млн евро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий