Устная передача — самый древний способ передачи знаний в истории человечества. После изобретения древними цивилизациями систем записи люди начали использовать для письма почти все, на чём можно писать — глиняные плитки, кору дерева, листы металла и т. п.
Свитки
В школах, бухгалтерии и для заметок обычно использовались восковые таблички. Они имели преимущество многократного использования: воск можно было расплавить и наносить новый текст. Связывание таких табличек — возможный предшественник современных книг.
Старинные рукописи
Свитки папируса были ещё распространены, когда в первом столетии нашей эры появились старинные рукописи. Постепенно их стали использовать всё чаще и чаще; первое письменное упоминание о рукописях как разновидности книг относится к концу первого столетия, когда Марциал в своей Apophoreta CLXXXIV хвалит их компактность. В языческом мире рукопись не нашла признания и только с христианcтвом была популяризирована и получила широкое распространение. Сперва старинная рукопись использовалась для ведения бухгалтерии, но с развитием пергамента в третьем столетия нашей эры, постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия рукописи как основного вида книг несколько: она экономична, поскольку можно использовать обе стороны листа; ее легко спрятать; она была удоба и доступна. Возможно, христианские авторы использовали рукописи нарочно, чтобы они не были похожи на языческие тексты, которые обычно писались в форме свитков.
Средневековые Рукописи
Падение Римской империи в пятом столетии нашей эры уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В Западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в шестом столетии подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство.
Перед изобретением и внедрением печатной машины почти все книги переписывались вручную, что делало книги дорогими и редкими. Существовало четыре типа писцов:
«Копировщики», они имели дело с массовым производством и с корреспонденцией;
«Каллиграфы», которые имели дело в производством важных книг;
«Корректоры», сопоставлявшие и сравнивавшие законченную книгу с рукописью, с которой её копировали;
«Художники», которые рисовали красные буквы; и «Иллюминаторы», которые рисовали иллюстрации.
В седьмом столетии ирландские монахи ввели пробелы между словами. Это облегчило им чтение, так как они не очень хорошо знали латынь. Но до 12-го столетия пробелы так и не получили широкого распространения. Предполагают, что переход к использованию пробела между словами отражает переход от «полунапевного» чтения к чтению «про себя». В первых книгах для страниц использовали пергамент или велень (кожу теленка). Обложки были сделаны из древесины и покрыты кожей. Поскольку высушенный пергамент плохо формуется, книги были оснащены зажимами или обвязкой. Во времена позднего Средневековья, когда появились первые общественные библиотеки, книги часто приковывались к книжной полке или столу, чтобы предотвратить воровство. До 18-ого столетия использовались так называемые лат. libri catenati.
Ксилография и инкунабулы
В начале XIV века, в Западной Европе появилась ксилография (она была разработана задолго до этого на Востоке). В ксилографии матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины. Её можно было окунуть в чернила и использовать, чтобы сделать несколько копий страницы. Книги, так же, как игральные карты и религиозные изображения, начали производить ксилографией. Но создание книги было кропотливым процессом, так как для каждой страницы нужно было делать свою резьбу. Кроме того, дерево было недолговечно — оно легко стиралось и трескалось. Китайский изобретатель Пи Шенг разработал наборную керамическую матрицу предположительно в 1045, но примеров его печати не сохранилось. Он выкладывал символы в мелкий поддон, покрытый расплавленным воском. Затем прикладывал доску и надавливал на неё, пока все символы не выравнивались до одного уровня. Когда воск охлаждался, он использовал этот поддон для печати. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными (хотя для большинства всё ещё весьма дорогими). Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, которые были созданы в Европе до 1501, известны как инкунабулы (лат. incunabula — «колыбель»).
Бумага
Хотя изготовление бумаги в Европе, началось около 11-го столетия, вплоть до начала XVI века и бумага и велень производились практически в одинаковых объёмах, но велень был дороже и прочнее. Печатники и издатели часто выпускали ту же самую публикацию на двух материалах, чтобы угодить всем потребителям. Как и многие другие средневековые изобретения, первая бумага была сделана в Китае, в 200 г. до н. э. и достигла Европы через мусульманские территории. Сначала её делали из ткани, но промышленная революция позволила начать делать бумагу из более дешёвого материала — целлюлозы.
Современный мир
Несмотря на рост масштабов книгопечати в пятнадцатом столетии, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна. Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в XVIIIи XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки. Только в 1880-е-х бумага получила широкое распространение. В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков.
В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу. Многие годы начиная с XV века были потрачены на улучшение печатных машин и принятие свободы слова, постепенно снижая уровень цензуры. А к середине XX века, производство книг, в Европе, перешагнуло отметку 200 000 наименований в год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий