суббота, 12 мая 2012 г.

Немного о Фараонах




Из книги: Андреевская, Т. Быт и нравы народов древних цивилизаций. Древний Египет. — СПб., 2003.
Мрак медленно опускается на землю Египта. Люди, облаченные в траур, объяты ужасом. Царь покинул землю, но не умер. Египтяне верили, что его жизнь продолжается в космическом пространстве. Фараон превращается в звезду, с небес его сияющая душа наблюдает за жизнью людей и предопределяет их судьбы. Но бог Ра не забыл египтян. Новый потомок богов получает наследие своих предков — землю Египта, которую он должен хранить как самое дорогое сокровище.
Новое царствование начиналось с церемонии коронации. Ритуал коронации совершался под покровом тайны в храме. Главное действие в нем — это возложение венца. Царь получал два венца: первый — красный, венец Нижнего Египта, второй — белый, атрибут Верхнего Египта. Это были символы объединения Египта в одно государство. Дни коронации — самое торжественное событие в Древнем Египте. Во всей стране много дней царило ликование, подданные славили нового царя.


Древние египтяне считали фараона сыном бога солнца Ра (или Амон-Ра). Амон-Ра может проникать всюду, значит и фараон видит все, что делается в стране, в каждом доме. Египтяне должны были заботиться о фараоне и всячески его оберегать. Если же они не будут этого делать, то боги навлекут на Египет страшные бедствия. Владыка Египта недосягаем для простых смертных, поэтому его изображения на древних рельефах всегда были гораздо больше по размерам, чем фигуры его подданных.
Трон царя Египта представлял собой сиденье в форме куба с низкой спинкой. По бокам трона находились перевитые тростник и папирус — символы объединения земель Египта.
Слово «фараон» произошло от выражения «великий дом». Предполагают, что раньше так назывался дворец, в котором жил египетский царь. Согласно древнеегипетским источникам, придворные никогда не называли царя по имени. Они говорили «Он», «Его величество», «Бог», «Хор». Имя каждого египетского царя имело определенный смысл. Например, имя Рамсес (Рамзес) означало «рожденный Ра», имя Хуфу — «Тот, кто меня защищает». За именем фараона обязательно следовали слова: «жизнь, здоровье, силы».
Своим внешним обликом фараон отличался от вельмож. Он никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Парики были разные: парадные и повседневные. Поверх парика иногда надевалась диадема, которую обвивала золотая кобра. Ее голова с раздутой шеей вздымалась надо лбом фараона. Еще одна примечательная принадлежность туалета фараона — накладная борода, заплетенная в косички. Ее соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.


Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, только гофрированная. Часто к поясу подвязывали передник в форме трапеции, сделанный из драгоценных металлов. Завершали убранство фараона драгоценности и украшения, которые порой могли весить несколько килограммов. Все в облике фараона должно было подчеркивать его величие.
Выход правителя Египта за пределы дворца всегда проходил в торжественной обстановке. Из ворот сначала появлялись скороходы. Они на бегу, словами и угрозами разделяли толпившийся на улице народ на две шеренги так, чтобы между ними могло двигаться царское шествие. За скороходами шли телохранители, в окружении которых рабы несли носилки фараона. Он восседал на укрепленном позолоченном сиденье, похожем на трон. За носилками двигались слуги с жезлами и опахалами, вслед за ними — воины с луками и стрелами. Все присутствующие на улице склонялись до земли, приветствуя «сына солнца».


Повседневная жизнь правителя Египта была трудной и изнурительной. Все часы строго расписывались для выполнения различных обязанностей. Некоторые ритуалы повторялись без изменения каждый день. Так, каждое утро, когда фараон вставал, пели одни и те же песнопения, посвященные как солнцу, так и царю: «Пробуждайся в мире, пусть пробудится царь в мире, пусть будет твое пробуждение мирным».
Прислуживало фараону, как богу, особое братство жрецов. Они совершали ритуал одевания царя, когда солнце поднималось над горизонтом. Считалось, что это время, когда восстанавливаются при первых лучах солнца, бога Ра, природные силы, столь необходимые фараону для управления государством. После утреннего туалета правитель Египта приносил жертвы богам, слушал молитвы.
Затем начиналась работа: чтение донесений, отчетов о хозяйственной жизни страны, знакомство с важнейшими дипломатическими посланиями и составление ответов.
Много времени у фараона отнимали поездки по стране. Посещая разные места своего государства, фараон давал указания о строительстве новых храмов и восстановлении пришедших в упадок. По его приказанию устанавливались священные статуи с изображениями богов, украшались алтари, делались щедрые подарки храмам. Фараон являлся верховным жрецом. Он должен был выражать богам свою признательность и послушание, так как от этого зависело процветание страны. Царь Египта присутствовал на всех священных праздниках. Например, в ходе одного из религиозных праздников фараон должен был в течение 24 часов разламывать на части большие круглые хлебы с рельефным изображением ключей жизни. Его приближенные делили эти части на более мелкие так, что их количество соответствовало числу жителей царства, по последней переписи. (Перепись населения проводили специальные жрецы через определенный период времени.) Потом по воде и суше эти кусочки, освященные рукой фараона, развозили всем его подданным. Каждый египтянин имел право на такой кусочек священного хлеба, и если кто-либо оказывался обойденным, виновный в этом мог поплатиться жизнью.
Фараон, как правило, был в курсе всех событий, которые происходили внутри страны и за ее пределами. В этом ему помогал целый штат писцов: людей, которые вели царскую переписку с правителями соседних государств, писали приказы, составляли отчеты; Но ни один государственный документ не являлся действительным, если под ним не было подписи фараона. Только он имел право назначать и увольнять чиновников, издавать законы, объявлять войну или заключать мир.
Время фараона распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями. Одним из развлечений фараона являлась охота на диких зверей.
В жизни правителя Древнего Египта важное место занимали военные походы. Царевича готовили к ним с самого раннего возраста. Будущего фараона воспитывали так, чтобы он стал сильным и ловким, поэтому с детства его обучали бегу, стрельбе из лука, верховой езде и другим видам спорта. Понимая, что военные походы это большое испытание, фараоны учили своих наследников преодолевать усталость и не отступать перед трудностями. Поэтому неудивителен тот факт, что многие из них к восемнадцати годам становились настоящими атлетами. Обычай требовал, чтобы фараон и его наследник были лучшими не на словах, а на деле.
Давайте познакомимся с одним из великих фараонов Древнего Египта — Рамсесом II.
Рамсес II жил более трех тысяч лет тому назад. Он царствовал в Египте шестьдесят шесть лет и умер в возрасте около девяноста лет. Его называли разными именами: «молодое солнце Египта», «гора золота», «совершенный образ Ра», «солнце всех стран». Про него ходили легенды. В них говорилось, что он заставляет людей жить и умирать по своей воле, что его имена обладают магической силой.


Уже в юном возрасте Рамсес обладал несгибаемой волей, удивительной физической силой и ловкостью. Отец его, фараон Сети I, взял десятилетнего наследника в военный поход против Ливии. За отвагу и мужество, проявленные в сражениях, мальчик получил чин капитана пехоты. Уже в этом возрасте Рамсес управлял колесницей, что было по силам только взрослым людям с хорошей физической подготовкой. Рамсесу было около двадцати лет, когда он взошел на престол. В течение многих лет своего царствования фараон совершал завоевательные походы в Азию. Особенно ожесточенной была война с хеттами, создавшими против Египта сильный союз из двенадцати народов. Весной, на пятый год своего правления, Рамсес II двинул войска через Северную Сирию на встречу с хеттской армией и ее союзниками. Фараон понимал, что предстоящее сражение должно определить: будет ли Египет главенствовать среди стран Азии или уступит первенство Хеттскому царству. Хетты тоже осознавали важность исхода битвы, поэтому послали в египетский лагерь шпионов, чтобы дезинформировать противника. Остается загадкой, почему осторожный Рамсес II поверил рассказу перебежчиков о том, что войска хеттов находятся далеко от крепости Кадеш. Фараон направился к Кадешу во главе одного соединения, с личной охраной и ручным львом, сопровождавшим его во время походов. В действительности армия хеттов и их союзников располагалась недалеко от крепости и только ждала удачного момента для нападения на небольшой отряд египтян. И он наконец наступил. Хетты напали на египтян, когда те были заняты укреплением своего лагеря. Началась ожесточенная битва, в которой фараон показал себя мужественным и бесстрашным человеком. Успех был на стороне хеттов и их союзников; они уверовали в победу. Но тут подоспели основные силы египетской армии.


Ученые предполагают, что Рамсес II, подойдя к Кадешу, засомневался в полученной информации и послал за подкреплением. Оно подоспело в самый критический для египтян момент. В сражении при Кадеше ни одна из сторон не одержала верх. Впоследствии между Египтом и Хеттским царством был заключен мир, скрепленный браком фараона с хеттской принцессой. Память об этой битве осталась в рельефах и надписях, высеченных на стенах храмов. Правда, они гласят, что Рамсес II, поддерживаемый отцом — богом Амоном, одержал блистательную победу над врагом. Подданные Рамсеса II не должны были сомневаться в мудрости своего правителя.
В период своего долгого царствования Рамсес II не только вел войны, но и уделял много времени строительству и восстановлению крепостей и храмов. Он основал в дельте Нила новую столицу — Пер-Рамсес, что в переводе означает «Дом Рамсеса». Фараон имел большую семью. Как сообщают источники, великий фараон был отцом ста одиннадцати мальчиков и пятидесяти девочек. Некоторые его сыновья занимали высокие государственные должности. Рамсес II пережил двенадцать своих старших сыновей, и только тринадцатый сын стал после его смерти фараоном Египта.
Из книги И.Е.Ефремова «Путешествие Баурджеда».
Действие повести происходит во времена фараона Джедефра (2877 — 2869 гг. до н.э.). В ней рассказывается о большой морской экспедиции египтян вдоль побережья Африки. Повесть содержит много интересных деталей о повседневной жизни египтян. Вот как описывает писатель фараона:


«Пестрые занавеси в оконных просветах колыхались под легким ветерком. По коричневой полированной поверхности деревянных колонн пробегали слабые блики света.
В комнату, тяжело ступая, вошел великий властитель, молодой фараон Джедефра. Следом за ним спешили два человека с золотыми нагрудными знаками. Они с привычной ловкостью распростерлись на полу перед фараоном. Нетерпеливое движение руки Джедефры заставило их встать. Один, высокий и худой, носивший звание хранителя царских сандалий, снял с ног фараона сандалии из позолоченной кожи. Другой, смотритель ларца с притираниями, осторожно освободил Джедефру от тяжелого парика, прикрытого полосатым чехлом и двойной короной — пшентом, снял футляр, заменявший бороду. Фараон с облегчением провел ладонью по гладко выбритой голове.
Вельможи удалились. Джедефра сбросил длинную белую одежду из серебристого льна, выделанного так тонко, что ткань просвечивала. Он остался в короткой рубашке, перетянутой голубым поясом с тяжелыми синими лентами на золотых пряжках.
Фараон устало потянулся. Нелегко было соблюдать каменную неподвижность поз, требуемых ритуалом при публичных появлениях.
Сухое, жесткое лицо Джедефры было хмурым и сосредоточенным. Он медленно подошел к окну, выходившему на запад, и слегка отодвинул плотный занавес.
В прозрачном воздухе под густой синевой чистого неба предстал перед Джедефрой край его страны. Дворец фараона стоял на невысоком холме, близ которого плодородная темная земли Нильской долины резко граничила с красновато-желтой пустыней.
Вдали отчетливо вырисовывались изгибы огромных песчаных бугров. Там пески, поднимающиеся горами до пятисот локтей вышины, пылают под знойным небом, как гигантский костер. Костер, преграждающий живым путь в страну запада, царство ушедших, обиталище мертвых...
От песчаных холмов к долине сбегали голые каменные уступы. На них за белой каменной оградой колыхалась темная зелень высоких пальм.
Джедефра угрюмо усмехнулся. В глубокой тишине доносился лишь плеск воды в ступенчатых бассейнах. Рабы, выстроившись длинной цепочкой, с утра до ночи качали воду из реки, чтобы вокруг пирамиды мог существовать зеленый сад. А некоторым деревьям сада было уже больше двадцати лет...
Но фараон, конечно, не думал об этом. Миллионы людей, сотни тысяч рабов, как трудолюбивые муравьи, копошатся у него под ногами, обожествляя все четыре имени царя».
Особенно торжественно обставлялись похороны фараона, личность которого обожествлялась. О том. Как они проходили можно прочитать в книге немецкого писателя К.Брукнера «Золотой фараон»:
«Началось время торжественного погребения. Высшие сановники государства тянули саркофаг на санных полозьях. На них лежал гроб, в котором покоилось набальзамированное тело фараона Тутанхамона.
Этот гроб был самым красивым произведением искусства, какое Менафт когда-либо видел. Он был выкован из листового золота толщиной с бычью кожу. Лучшие ювелиры Египта сделали его в форме скульптуры бога Осириса. Он излучал такой блеск, что многие закрывали глаза. Он был уложен в нижнюю половину второго гроба, вырезанного из дуба, позолоченного и, так же как и металлический гроб, сделанного в виде бога Осириса. Теперь там лежал золотой бог во всем своем великолепии и ждал, пока жрецы польют его священным маслом. Лик его сиял; блестели драгоценные камни и цветная эмаль. Сверкало ожерелье из красных и желтых золотых бус и синих камней. Фигуры двух богинь, искусно выкованные из металла, своими крыльями укрывали тело бога-царя, как будто хотели защитить его в вечности.
Очарованный красотой этого произведения искусства, камнерез Менафт был тогда убежден в том, что в золотом гробу действительно покоится бог. А когда после торжественной церемоний крышка второго гроба была закрыта, Менафт понял, что и через тысячелетия ни один мастер не сможет создать ничего подобного.
Позолоченный деревянный гроб тоже был настоящий чудом искусства. Его вложили в третий гроб так точно, что между ними невозможно было даже просунуть палец. И этот третий гроб также воспроизводил фигуру Осириса и был весь покрыт золотом.
Все три вставленные друг в друга гроба были потом помещены в кварцитовый саркофаг, и молодая вдова бога-царя Анхесенамон подошла и попрощалась с покойным.
Она была совсем еще ребенок и плакала навзрыд, как дитя, когда в сопровождении жрецов шла к саркофагу. Долго и пристально смотрела она на большой позолоченный деревянный гроб, в котором покоилось тело ее супруга. Сходство черт лица любимого с очертанием лица Осириса, в виде которого был сделан гроб, смущало ее. При свете многочисленных масляных лампочек металлическая облицовка сверкала как золотой покров, и Анхесенамон казалось, будто бог дышит. Глаза из черного обсидиана и прозрачного белого алебастра, казалось, смотрели на богов. А полные губы словно готовились рассказать о тайнах потустороннего мира.
Жрецы бормотали последние заупокойные молитвы. Запах курящегося ладана и благовонных масел и смол наполнял помещение. Пламя масляных ламп колебалось. Тускло блестело золото. Тени метались по стенам, Предостерегающе покашливал верховный жрец. И тогда девочка-царица Анхесенамон пришла в себя. Она бросила робкий взгляд на присутствующих, потом быстро наклонилась над саркофагом. Дрожащей рукой положила она венок из цветов вокруг царских символов — урея и головы коршуна — на лбу Осириса».

Комментариев нет:

Отправить комментарий