понедельник, 28 мая 2012 г.

Железнодоро́жная ли́ния Улак — Эльга


Железнодоро́жная ли́ния Улак — Эльга — подъездной железнодорожный путь и притрассовая автомобильная дорога к крупнейшему в России Эльгинскому месторождению коксующегося угля.
Строительство было начато в 2000-2002 годах Министерством путей сообщений. А после продажи месторождения было продолжено в2008-2012 годах «Металлургшахтспецстроем» и «Трансстроем» в интересах компании «Мечел».
Дорога длиной 321 км берёт начало на БАМе, от станции Улак Дальневосточной железной дороги.
Планами на 2010 год предусматривалось оборудование на железнодорожном пути 4 станций (Улак, Верхний Улак, …, Эльга) и 13 разъездов
.

История строительства

30 сентября 2000 года МПС начало строительство 315-километровой трассы Улак (Зейское водохранилище) — Эльгинское угольное месторождение. Административным центром как и у БАМа стала — Тында. Базой для строительства — новая станция Верхний Улак, открытая в ноябре 2001 года. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы».10 января 2002 года из-за роста расходов по смете с $1 млрд до $4 млрд и решения правительства о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей стройка была остановлена. Было построено около 60 км путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги.
Строительство возобновилось в феврале 2008 года, после приобретения в октябре 2007 года компанией «Мечел» 68,8 % акций ОАО «Эльгауголь». Первоначальным проектом предусматривалось строитоводство «Мечел» отвергло этот проект, поставив задачу: обойтись без тоннелей, и сократить до миниельство двух тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов. о рукмума количество мостов.[9] Разработка нового проекта велась одновременно со строительством временной автодороги и восстановлением железнодорожного полотна. К августу 2008 года было восстановлено 80 км автомобильной трассы. Кроме того, из различных точек трассы суммарно было выполнено 93 километра автодороги.Сквозной проезд был обеспечен до 184 километра и велась отсыпка полотна с 217 по 256 километр.На всем протяжении автотрассы было уложено 64 водопропускные трубы и завершалось строительство 27 автомобильных мостов. Также было восстановлено 59 километров железной дороги. И от 60-й километровой отметки проложено 26 км земельного полотна для главного пути. В строительстве было задействовано 745 единиц дорожно-строительной техники и 1600 человек. Всего в первый год после возобновления строительства было освоено 7 млрд из общей сметы 45 млрд рублей
К маю 2009 года рабочее движение было открытодо 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 %, от 218 км до 286 км — 80 %, на среднем участке велась отсыпка. Завершение строительства планировалось на конец 2010 года, но из-за проблем с финансированием, строительство было частично остановлено в апреле 2009 года. К этому времени долг «Мечела» перед генподрядчиком достиг 2,6 млрд рублей. К июню 2009 года были остановлены практически все работы, а долг достиг 4 млрд рублей. Тысячи работающих остались без средств к существованию, были случаи самоубийств среди директоров, которые увязли в кредитах. Средства на продолжение строительства были получены за счет размещения облигаций «Мечел» в государственных банках на сумму 10 млрд рублей.
В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгамы. Общая сметная стоимость дороги на январь 2010 года оценивалась в 45 млрд рублей. В результате конфликта в конце 2009 года произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстрой» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой». «Трансстрой» осталась в проекте и достраивала автомобильную дорогу, работы на которой были завершены во II квартале 2010 года. В июле 2011 года ЗАО «Металлургшахтспецстрой» приобрело в лизинг 36 комплексов специальной дорожно-строительной техники Volvo, в том числе сочленённые самосвалы серии A40E, тяжелые гусеничные экскаваторы серий 360 и 460, а также специальный трактор-тягач, изготовленный на базе сочлененного самосвала Volvo A30E.
В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге начата в августе 2011 года, подвозится к месту перегрузки автомобильным транспортом (самосвалами).
В середине января 2012 года поступили сведения о том, что прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения полностью закончена. Открыто сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского месторождения. Объем потребовавшихся для прокладки железнодорожного полотна инвестиций составил порядка 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 километр железнодорожного полотна и возведены 76 мостов. Всего в 2008-2011 годах к строительству были привлечены 70 подрядных организаций. После небольшого участка БАМа и дороги Беркакит—Томмот—Якутск ветка Улак — Эльга стала третьей железнодорожной нитью на территории Якутии.

Эксплуатация

В 2010 году притрассовая дорога была использована для доставки спецтехники, предназначенной для освоения Эльгинского месторождения. Доставка осуществлялась несколькими колоннами, вскрышные работы начались летом 2010 года.
По состоянию на январь 2012 года, когда было уложено золотое звено на станции Эльга, рабочее движение поездов было открыто до разъезда 209 км. До разъезда доставка осуществлялась 30-тонными самосвалами Scania Р380. Из-за того, что ветка не отвечала нормам безопасности, на ней регулярно происходили сходы вагонов с углем. Всего в 2011 году было добыто 200 тыс. тонн угля. При этом часть добытого угля складировалась на месторождении.
Уголь планируется использовать на российских предприятиях, а также, на первом этапе, отправлять на экспорт через порт Посьет. Затем экспортные поставки планируется осуществлять через терминал в порту Ванино, строительство которого запланировано в 2011—2012 годах.
Перспективы
В 2012-2014 годах ожидается лизинговая поставка 18 новых магистральных односекционных восьмиосных тепловозов ТЭМ8. В марте 2012 года состоялась эскизная презентация нового локомотива. Поставка первых трех ТЭМ8 запланирована в четвертом квартале 2012 года.
Планы развития предусматривают, что в 2015 году по железной дороге может быть отправлено 6,9 млн тонн угля.
Для повышения пропускной способности до 25 млн тонн угля в год предусматривается электрификация дороги. При этом строительство ЛЭП 220 кВ для внешнего электроснабжения Эльгинского угольного комплекса планируется вдоль железной дороги.
В 2008 году генеральный директор управляющей компании «Мечел» Владимир Полин так прокомментировал возобновление строительства:
«Данный регион очень богат ресурсами - кроме угля, здесь есть еще масса других полезных ископаемых. Мы будем строить в этом регионе собственную и единственную железную дорогу в район месторождения. Чтобы полностью сохранить за собой собственность, мы не планируем привлекать партнеров. Теоретически лицензии на другие возможные эльгинские месторождения будут открыты для приобретения всем участникам рынка.»
В 2012 году компания «Мечел» получила лицензию на разработку Сутамской железорудной площади, находящейся в 50 км западнее дороги Улак — Эльга. Что может дать дополнительный стимул для развития дороги.
В качестве дальней перспективы возможно продолжение железной дороги до Аяна и Охотска, аналогично продолжению Амурско-Якутской магистрали до Магадана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий