понедельник, 28 мая 2012 г.

Озеро Байкал


Расположение: юг Восточной Сибири 
Возраст: 25-30 млн. лет
Высота над уровнем моря: 455,5 м
Длина: 636 км
Наибольшая ширина: 81 км
Минимальная ширина: 27 км
Площадь: 31 722 км2 (без учета островов)
Объём: 23 615 км3
Средняя глубина: 744 м
Наибольшая глубина: 1 642 м
Прозрачность: 40 м, на глубине - до 60 м.
Длина береговой линии: 2 100 км
Площадь водосбора: 560 тыс. км2
Впадающие реки: Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и др. (всего 336)
Вытекающая река: Ангара

Байкал - сокровище и гордость нашего края, являясь озером по законам географии, у народов, с древности населявших его берега, он всегда считался морем. Так сейчас и в песне поется: «славное море, священный Байкал». Тот, кто родился и живет на байкальской земле, гордится этим. Тот, кому хоть раз довелось побывать на священном озере, вряд ли это забудет.
Никакое озеро в мире не сравнится с Байкалом  по глубине, чистоте и запасам пресной воды, уникальности и разнообразию природного мира. От красоты и масштабов этого памятника природы  захватывает дух,  а отдых на озере Байкал в любое время года оставляет только самые хорошие впечатления и вдохновляет на то, чтобы вернуться сюда еще и еще раз. Байкал – природный памятник, который включен в список  Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а еще это одно из красивейших и чистейших мест на Земле.

Древний возраст Байкала

Возраст озера Байкал исчисляется в пределах 25-30 миллионов лет, что позволяет отнести его к одним из самых древних озер на земле. Признаки старения, в отличие от многих других древних озер, которые заполняются осадками, заболачиваются и исчезают в возрасте 10-15 тысяч лет,  у Байкала отсутствуют.
Максимальная зафиксированная эхолотами глубина Байкала - 1637 метров. Фактически озеро гораздо глубже, оно расположено в огромной, ограниченной разломами земной коры впадине, которая уходит корнями в верхнюю мантию земли. Недра под озером очень сильно разогреты, в ряде мест на дне озера и на суше выходят наружу термальные воды. Ученые считают, что Байкал обязан своим возникновением тектоническим процессам, которые продолжаются и по сегодняшний день. 

Происхождение названия

Первое упоминание о Байкале встречается в китайских письменных источниках еще в 110 г. до н.э., в русских источниках - в 1640-х годах, европейской же цивилизации о Байкале стало известно из записок Марко Поло.
До сих пор не установлено точное происхождение названия озера: народы, населяющие берега озера в далеком прошлом, давали ему каждый свои имена. Китайцы именовали его «Бэйхай» - северное море, монголы - «Тенгис», «Тенгис-далай», бурят-монголы - «Байгаал-далай» - большой водоем. Эвенки называли его «Ламу», море, и именно это название употребляли первые русские землепроходцы Сибири.
Уже в 17 веке, после выхода на берег озера первого русского отряда в 1643 г. русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал». Но произношение было немного переиначено («г» стали произносить как более твердое и привычное для русского языка «к), и так в итоге было окончательно сложено актуальное и по сегодняшний день название озера.

География

Территориально озеро расположено на юге Восточной Сибири, между Иркутской областью и республикой Бурятия.  Впадина Байкала - глубочайшая котловина земной суши - является самым крупным звеном Байкальского рифта, который ученые называют «древним теменем Азии».
Тектонические процессы, в результате которых когда-то и возникло озеро, идут и в настоящее время. За последние 30 лет на территории Прибайкалья произошло шесть 9-10 балльных землетрясений, а количество слабых землетрясений ежегодно достигает 3 тыс. и более.
Озеро тянется с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца, или, как пишет один из известнейших мировых путеводителей Lonely Planet, в форме банана. Максимальная  ширина Байкала - 81 км, минимальная - 27 км. Площадь водного зеркала - около 31 500 км², объем – 23 тысячи км³, длина береговой линии около 2100 км.
С запада к Байкалу вплотную примыкает Приморский хребет, в сарминской долине переходящий в Байкальский хребет. С юга и юга-востока Байкал оцеплен  хребтом Хамар-Дабан, на севере – восточный край котловины формирует гольцовые вершины Баргузинского хребта.
Байкал - самое глубокое озеро планеты Земля. Его глубина достигает 1642 метра, средняя глубина озера также очень велика - 744,4 м., она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр.

Вода Байкала

Байкал содержит одну пятую часть всех запасов пресной воды планеты (около 23 тысяч кубических метров) - это превышает объем воды, содержащейся в пяти Великих озерах Северной Америки вместе взятых. Подсчитано, что если осушить котловину озера Байкал, потребуется годовой сток всех рек мира, для того чтобы ее заново заполнить.
Это единственный в мире открытый водоем с пресной водой, пригодной для розлива питьевой воды. Вода Байкала, чистая и прозрачная, может заменять собой дистиллированную воду – настолько низка степень содержания в ней минеральных солей ( 100 мг/л. Байкальская вода отличается высокими вкусовыми качествами, она насыщена кислородом, в ней ничтожно мало органических примесей.
Вода в Байкале холодная: температура поверхностных слоёв воды в середине озера летом - +8...+9 °С, у скалистых прямых берегов - 12-14 °C, и только в неглубоких заливах температура воды доходит  до +18 +22 °C. Температура воды на глубине – не выше  +5 °C. Степень прозрачности воды настолько высока, что на глубине в 40 метров можно разглядеть даже такие мелкие предметы, как монеты.
Множество полноводных рек и ручьев впадает в Байкал (в общей сложности их число составляет 336), главные притоки – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Вытекает из озера только одна Ангара, а вода, которая покидает Байкал через нее, перед  этим находится в озере почти что четыре сотни лет. За такой срок все взвеси и органические вещества, принесенные водой притоков, оседают на дне или связываются микроорганизмами, живущими в озере – поэтому вода Байкала настолько чистая и прозрачная.

Байкальский климат

Благодаря влиянию огромной водной массы озера на Байкале особый, схожий с морским,  климат. Зима на Байкале мягче, а лето прохладнее, чем на остальной территории Сибири.  Зимой на побережье и в окружающих горах больше снега, а низкие зимние температуры довольно легко переносятся благодаря сухому воздуху. По красоте Байкал зимой не уступает летнему – его ледяное царство завораживает причудливыми торосами, мощью прозрачного темного льда.
Летом бухты и заливы прогреваются до комфортных температур, и отдых на Байкале в это время года позволяет насладиться купанием в прозрачной освежающей воде.
По количеству солнечных дней в году байкальский регион превосходит южные регионы России. На западном побережье в районе Голоустного наблюдается рекордное количество солнца – около 2500 тысяч часов. На Ольхоне – самом большом острове Байкала – 317 солнечных дней в году.

Флора и фауна

Растительный и животный мир Байкала уникален:  в озере водится более 2,5 тысяч видов и подвидов животных, а две трети из них  эндемичны и встречаются только здесь. Во всем мире известны рыба-омуль и пресноводный тюлень – нерпа, тайну появления которого в озере пока не удалось разгадать. Этих эндемиков можно увидеть своими глазами во время отдыха на Байкале – как в музее или нерпинарии, так и в естественной среде обитания.
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье озера произрастает около 2000 видов растений, гнездится 200 видов птиц. Наука ежегодно описывает более 20 видов беспозвоночных животных Байкала, учеными прогнозируют наличие еще более 1500 видов, которые пока не известны ей.

«Участок мирового наследия»

Благодаря своим уникальным особенностям Байкал в 1997 г. внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В Конвенции ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия говорится о том, что «природа Байкальского региона представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда Земли и понимания его биологической и геологической эволюции, что полностью соответствует понятию «мировое природное наследие».
С учетом того, что развитие экономики на Байкале ограничено действующим законодательством России, одним из основных направлений экономического развития является экологически безопасный туризм. Число туристов, которых привлекает отдых на Байкале, ежегодно увеличивается, и главной задачей развития туризма  становится нахождение грамотных и экологически верных путей развития, которые позволят сохранить первозданную красоту для будущих поколений. Большой потенциал развития имеет также зимний туризм, поскольку Байкал зимой открывает массу возможностей для активного отдыха.

О Байкале с любовью

Столетия назад Антон Чехов, побывавший здесь по пути на Сахалин, писал:
«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух… Говорят, что на глубоких местах дно за версту видно; да я и сам видел такие глубины со скалами и горами, утонувшими в синеве, что мороз драл по коже. Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду».
Наш современник, писатель Валентин Распутин:
«У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал... Славен и свят Байкал - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества».
Байкал - сокровище и гордость нашего края, являясь озером по законам географии, у народов, с древности населявших его берега, он всегда считался морем. Так сейчас и в песне поется: «славное море, священный Байкал». Тот, кто родился и живет на байкальской земле, гордится этим. Тот, кому хоть раз довелось побывать на священном озере, вряд ли это забудет.
Никакое озеро в мире не сравнится с Байкалом по глубине, чистоте и запасам пресной воды, уникальности и разнообразию природного мира. От красоты и масштабов этого памятника природы захватывает дух, а отдых на озере Байкал в любое время года оставляет только самые хорошие впечатления и вдохновляет на то, чтобы вернуться сюда еще и еще раз. Байкал - природный памятник, который включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а еще это одно из красивейших и чистейших мест на Земле.

Интересные факты об острове Мадагаскар

остров Мадагаскар - интересные фактыМадагаскар - остров, расположенный к востоку от африканского континента. Миллионы лет назад Мадагаскар был частью древнего материка Гондваны. Приблизительно сто шестьдесят миллионов лет назад он откололся от него и стал отдельным островом. Впервые этот остров был обнаружен португальским исследователем Диего Дьясом (Diego Dias) в начале шестнадцатого столетия. Следом за португальцами на остров прибыли голландские, английские и французские торговцы. В 1896 году Мадагаскар стал французской колонией, а в 1946 году - заморской территорией Франции. В 1960 году остров, наконец, обрел полную свободу, провозгласив себя Демократической Республикой Мадагаскар. Продолжите чтение этой статьи, чтобы узнать некоторые интересные и забавные факты о Мадагаскаре.

Официальнее название Мадагаскара – Республика Мадагаскар.

Официальные языки, на которых говорят на острове, – малагасийский, французский и английский. Наиболее широко распространен малагасийский язык, французский язык используется преимущественно в области бизнеса и управления и в крупных городах, а английский язык чаще всего применяется в туристической индустрии.

Общая площадь острова – 587 041 кв.км., численность населения составляет около 18 миллионов человек.

Столица Мадагаскара – город Антананариво (Antananarivo) с населением около 1 678 000 человек.

Национальная валюта Мадагаскара – ариари, заменившая существовавший здесь не так давно малагасийский франк.

Мадагаскар – четвертый из крупнейших островов мира. Он приблизительно равен американскому штату Техас и по площади уступает лишь трем островам - Гренландии, Новой Гвинее и Борнео.

Линия побережья Мадагаскара простирается на 4 828 км.

Мадагаскар – крупнейший в мире производитель и экспортер ванили.

Основная часть населения Мадагаскара придерживается древних традиционных религиозных убеждений, особенно распространен культ предков, с которым связаны отношения между живыми и мертвыми. Кроме того, на острове живут христиане и мусульмане.

Мадагаскар называют «красным островом», что связано с цветом местных почв. 

В Мадагаскаре сохранился исторический памятник Королевский Холм Амбохиманга (Royal Hill of Ambohimanga), который входит в число объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Он включает королевский город, некрополь и ансамбль священных мест.

Центральную часть острова занимает нагорье, а вдоль побережья протянулась полоса низменностей. Самая высокая точка Мадагаскара – гора Марумукутру (Maromokotro), её высота достигает 2876 метров. 

На острове добываются такие природные ресурсы, как графит, хромит, уголь, боксит, соль, кварц, нефтеносные пески, полудрагоценные камни, рыба и гидроэлектроэнергия. 

Ведущими отраслями индустрии на Мадагаскаре являются мясоперерабатывающая промышленность, производство мыла, пивоваренные и кожевенные заводы. Основная сельскохозяйственная продукция - кофе, ваниль, сахарный тростник, гвоздика и продукты животноводства. Мадагаскар экспортирует кофе, ваниль, моллюсков, сахар, хлопковые ткани, хромит и нефтепродукты.

Мадагаскар - небогатая страна. Основная часть населения зависит от натурального сельского хозяйства, основу которого составляют разведение крупного рогатого скота и выращивание риса. Страна сталкивается с такими проблемами, как нехватка продуктов питания и недостаточно развитая сфера образования и здравоохранения. Правительство пытается улучшить экономическое положение страны. Одной из растущих отраслей экономики является туристическая промышленность.

На Мадагаскаре нет характерных для Африки животных – львов, жирафов, зебр и гиппопотамов. Окаменелые останки свидетельствуют о том, что когда-то давно гиппопотамы жили на этом острове, но, по мнению ученых, они вымерли около 1000 лет назад. Эти животные, которых назвали карликовыми гиппопотамами, были намного меньше своих африканских сородичей.

Поскольку Мадагаскар в течение долгого времени изолирован от остальной части Африки, на его территории обнаружено много новых видов животных и растений. Около 80 % видов животных Мадагаскара не встречается больше ни в одном другом уголке планеты Земля. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, так как сегодня уничтожено почти 90 % их естественной среды обитания. На территории Мадагаскара встречается около 60 видов лемуров и около 60 видов хамелеонов (почти половина всех хамелеонов планеты). Забавные зверьки тенреки, которые похожи на кротов, землероек и ежей, были, вероятно, первыми млекопитающими, появившимися на Мадагаскаре. Чтобы защитить себя от хищников, они сворачиваются в шар и растопыривают остроконечные волосы. Самый крупный хищник Мадагаскара - фосса - имеет кошачье тело и собачий нос, но он не считается ни кошкой, ни собакой. Это редкое исчезающее животное – близкий родственник мангусты. Он в два раза больше обычной домашней кошки и охотится прежде всего на птиц и лемуров. Длинный хвост помогает фоссе удерживать равновесие, лазая по деревьям. 

Первые жители Мадагаскара имели африканское и азиатское происхождение, со временем здесь появилось 18 смешанных афро-азиатских этнических групп. Азиатские особенности наиболее ярко проявляются у людей, населяющих горные местности страны, а жители прибрежной полосы имеют преимущественно африканские корни.

История Бама


Первый поезд БАМ приближается к Северобайкальску со стороны Кунермы.
Фото из архива Евгения Жанчипова (Улан-Удэ).
История Байкало-Амурской магистрали началась значительно раньше, чем дорога получила широкую известность. Вот так выглядит краткая история БАМ, описанная в книге "Транспорт Страны Советов", изданной в издательстве "Транспорт" в 1987 году и дополненная нами.
Первая половина 19 в. Появляются первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья. Первыми о железнодорожном строительстве в этом районе заговорили сосланные в Сибирь декабристы - среди них М. Бестужев, Г. Батеньков, Д. Завалишин и др.
1888 г. Русское техническое общество предложило проложить "железную дорогу через всю Сибирь" от Тайшета севернее Байкала.
1906 г. В России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба".
Начало 20 в. Севернее Байкала проводятся изыскательские работы, которые возглавляет В. Половников (1907-1908 гг.) и Э. Михайловский (1914 г.).
1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего "Второго Транссиба".
1924-1930 гг. Выдвигаются смелые проекты дорог Тайшет - Аян, Тайшет - Охотск и Северной Тихоокеанской железнодорожной магистрали.
1930 г. Далькрайком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) и СНК СССР предложение о проектировании и строительстве второй транссибирской железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью (БАМ).
Апрель 1932 г. Появляется и входит в употребление название "Байкало-Амурская магистраль". В 1935 г. построена линия БАМ - Тында, в месте стыка которой с Транссибом возникает поселок БАМ.
1933 г. Самое первое правительственное постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали". Проектным организациям поручено начать изыскания трассы БАМ. Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе).
Определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
Начато строительство железнодорожной ветки Бам - Тындинский (позднее - Малый БАМ).
1937 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани (второе постановление).Организован и приступил к работе "БАМтранспроект" - специальная организация по изысканиям и проектированию магистрали (с 1939 года - "БАМпроект"), которую возглавил инженер Ф. Гвоздевский.
1938-1940 гг. "БАМтранспроект" работает на участке трассы Байкал - Чара - Тындинский.
1940 г. Завершено первое проектное задание всей магистрали.
Май 1943 г. Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железной дороги Комсомольск - Советская Гавань.
1947 г. Открывается движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (442 км).
1951 г. Введен в эксплуатацию участок Известковая - Ургал (340 км).
Июль 1951 г. Прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть - Кут). Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть - Илиме.
1958 г. Введен в постоянную эксплуатацию участок Тайшет - Лена (692 км).
1967 г. Возобновление широкомасштабных проектно-изыскательских работ по всей трассе БАМ институтами "Мосгипротранс", "Ленгипротранс" и "Сибгипротранс".
1964-1975 гг. Электрифицирован участок Тайшет - Лена.
17 ноября 1971 г. Приказ министерства транспортного строительства об организации управления строительством "БАМстройпуть" на станции Сковородино - первого строительного подразделения современного БАМ.
05 апреля 1972 г. Начало строительства современного БАМ (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам - Тындинский).
Май 1974 г. Начали широким фронтом развертываться строительные работы на трассе БАМ.
8 июля 1974 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР No 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - первое по современному БАМ и третье - вообще (центральные директивы). До этого, 15 марта Л.И.Брежнев на выступлении в Алма-Ате назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки", и 26 апреля был создан "Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ" - первый из таких отрядов на этой стройке. 27 июля в газете "Правда" вышла передовая статья "От Байкала до Амура" - первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская компания новой "великой стройки", ведущей свое начало еще из 19 века...
Июль 1974 г. Создана постоянно действующая комиссия Совета Министров СССР по строительству и освоению БАМ.
Январь 1975 г. Министерство транспортного строительства приняло решение об организации Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (ГлавБАМстроя), начальником назначен К.В.Мохортов, заместитель министра транспортного строительства.
Сентябрь 1975 г. Создан научный совет Академии Наук СССР по проблемам БАМ.
14 сентября 1975 г. Уложено "серебряное" звено линии Тында-Чара. Впервые на БАМ прозвучал лозунг "Вперед, на Чару!", то есть к стыковке восточного и западного направлений.
Декабрь 1975 г. Прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный.
8 октября 1976 г. Учреждена медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали", сразу же ставшая на трассе самой почетной и престижной.
Ноябрь 1976 г. Сдан во временную эксплуатацию участок БАМ - Тында.
1977 г. Технический проект БАМ подписал председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин.
Октябрь 1977 г. Пропущен первый поезд от Тынды к Беркакиту. Открыто постоянное движение поездов на участке БАМ - Тында (180 км)
25 июля 1978 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 798 "О мерах по обеспечению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - второе по современной магистрали, четвертое - вообще.
1979 г. Введен в эксплуатацию участок Тында - Беркакит (220 км).
Октябрь 1979 г. Первый рабочий поезд прибыл в Северобайкальск по ветке, проложенной в обход Байкальского тоннеля.
28 января 1980 г. ГлавБАМстрой, Дорпрофсож и Штаб ЦК ВЛКСМ на БАМ утвердили "Условия социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали за досрочное соединение ключа от БАМ".
1980 г. Начато движение по участку Комсомольск-на-Амуре - Березовка (199 км).
Июль 1980 г. Организуется Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением Управления дороги в г. Тында. В состав Байкало Амурской дороги вошли линия Бамовская - Тында - Беркакит, участок Известковая - Ургал - Чегдомын и находящийся вовременной эксплуатации участок Березовка(Дуки) - Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной дороги; участки Усть-Кут(Лена) - Северобайкальск, Ургал - Березовка(Дуки), находящееся во временной эксплуатации Министерства Транспортного Строительства. На Байкало-Амурской дороге созданы три отделения - Ургальское, Тындинское, Северобайкальское.
1981 г. Введены в эксплуатацию 556 км путей между Леной и Нижнеангарском.
1982 г. Открыт участок Ургал - Березовка (303 км).
1984 г. Начато движения по участку Тында - Дипкун (136 км).
29 сентября 1984 г., 10:05 (по Москве) "Золотая" стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась Укладка "золотых" звеньев БАМ на станции Куанда (Каларский район Читинской области). Открытие на этой станции монумента славы строителей БАМ.
27 октября 1984 г. Митинг в г. Тынде. Официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали.
12 июля 1985 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 651 "О мерах по дальнейшему строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - третье по современной магистрали и пятое вообще.
1986 г. Введен в эксплуатацию участок Ларба - Усть-Нюкжа (206 км), электрифицирован участок Лена - Нижнеангарск (943 км).
1986 г. Корректировка техпроекта БАМ в сторону сокращения строительно-монтажных работ, коснувшаяся прежде всего последних километров магистрали - Читинского участка.
1987 г. Электрифицирован участок Нижнеангарск - Новый Уоян (179 км).
1988 г. Электрифицирован участок Новый Уоян - Ангаракан (102 км), построен участок Новая Чара - Тында.
Однако единой магистралью БАМ стал только 27 октября 1984 года, когда было уложено знаменитое последнее "Золотое звено" главного хода железной дороги. Именно эта дата и считается днем рождения магистрали.
Но и после укладки "Золотого звена" трасса железная дороги не приобрела свои окончательные очертания. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу. На обходе не было туннелей, но крутизна подъемов на нем достигала 40‰, что означало перепад высот в 4 метра на наждые 100 метров пути. По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок между этих станций пассажиров везли на на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге.
В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитыйЧертов мост. Главная особенность нового обхода - крутизна подъемов не более 18‰. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений. Этот обход эксплуатируется до сих пор.
В разделе Комсомольская летопись БАМа изложена хронология строительства участков, возведение которых осуществлялось силами железнодорожных и строительных войск.
1989 г. Введен в эксплуатацию и электрифицирован обход Северо-Муйского тоннеля, участки Тында - Ургал и Нижнеангарск - Новая Чара, электрифицирован участок Ангаракан - Таксимо (102 км).
1989 г. Подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. Вся магистраль передана железнодорожникам (МПС СССР).
После начала политических и экономических преобразований интерес государства к БАМ резко упал. Чиновники фактически забыли о дороге и живущих на ней людях, а журналисты придумали для нее ярлык "Дорога в никуда", и сделали из БАМ символ эпохи застоя. Правда была в том, что строившийся как высоконагруженная магистраль БАМ на практике оказался малодеятельным по классификации МПС участком с грузонапряженностью менее 8 пар поездов в сутки.
4 января 1992 г. Постановление Правительства РФ "О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск" - четвертое по современной магистрали и шестое вообще.
Июль 1996 г. Коллегия МПС приняла решение о разделе Байкало-Амурской железной дороге: восточный участок передан Дальневосточной ж.д., западный - Восточно-Сибирской. Граница дорог проведена немного западнее станции Хани.
16 июнь 1997 г. Постановление Правительства РФ No 728 "О первоочередных мерах по экономическому стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - пятое по современной магистрали и седьмое вообще.
19 января 1999 г. Постановление Правительства РФ No 481 "Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - шестое по современной магистрали и восьмое вообще.
17 марта 1999 г. Постановление Госдумы РФ о праздновании: "О 25-летии начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" - седьмое по современной магистрали и девятое вообще.
Однако в наше время, несмотря на обилие постановлений, все больший интерес к региону БАМ, богатому ценными природными ресурсами, начинают проявлять коммерческие структуры, и железная дорога - ключевое звено в любой программе их освоения. Еще один проект, который позволит загрузить дорогу на проектную мощность - соединениео. Сахалин c материком. Тогда именно БАМ станет кратчайшим путем, по которому должен пойти весь поток транзитных грузов из Японии в Европу. Но вряд ли этот проект будет реализован в ближайшие 10 лет.Все это не позволяет назвать БАМ дорогой без будущего, и не случайно работы по строительству Северо-Муйского туннеля не были свернуты даже в самые тяжелые для экономики России времена. В конце 2001 года проходка туннеля была завершена и по нему было открыто рабочее движение. Несмотря ни на что, история Байкало-Амурской магистрали продолжается... 

Железнодоро́жная ли́ния Улак — Эльга


Железнодоро́жная ли́ния Улак — Эльга — подъездной железнодорожный путь и притрассовая автомобильная дорога к крупнейшему в России Эльгинскому месторождению коксующегося угля.
Строительство было начато в 2000-2002 годах Министерством путей сообщений. А после продажи месторождения было продолжено в2008-2012 годах «Металлургшахтспецстроем» и «Трансстроем» в интересах компании «Мечел».
Дорога длиной 321 км берёт начало на БАМе, от станции Улак Дальневосточной железной дороги.
Планами на 2010 год предусматривалось оборудование на железнодорожном пути 4 станций (Улак, Верхний Улак, …, Эльга) и 13 разъездов
.

История строительства

30 сентября 2000 года МПС начало строительство 315-километровой трассы Улак (Зейское водохранилище) — Эльгинское угольное месторождение. Административным центром как и у БАМа стала — Тында. Базой для строительства — новая станция Верхний Улак, открытая в ноябре 2001 года. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы».10 января 2002 года из-за роста расходов по смете с $1 млрд до $4 млрд и решения правительства о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей стройка была остановлена. Было построено около 60 км путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги.
Строительство возобновилось в феврале 2008 года, после приобретения в октябре 2007 года компанией «Мечел» 68,8 % акций ОАО «Эльгауголь». Первоначальным проектом предусматривалось строитоводство «Мечел» отвергло этот проект, поставив задачу: обойтись без тоннелей, и сократить до миниельство двух тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов. о рукмума количество мостов.[9] Разработка нового проекта велась одновременно со строительством временной автодороги и восстановлением железнодорожного полотна. К августу 2008 года было восстановлено 80 км автомобильной трассы. Кроме того, из различных точек трассы суммарно было выполнено 93 километра автодороги.Сквозной проезд был обеспечен до 184 километра и велась отсыпка полотна с 217 по 256 километр.На всем протяжении автотрассы было уложено 64 водопропускные трубы и завершалось строительство 27 автомобильных мостов. Также было восстановлено 59 километров железной дороги. И от 60-й километровой отметки проложено 26 км земельного полотна для главного пути. В строительстве было задействовано 745 единиц дорожно-строительной техники и 1600 человек. Всего в первый год после возобновления строительства было освоено 7 млрд из общей сметы 45 млрд рублей
К маю 2009 года рабочее движение было открытодо 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 %, от 218 км до 286 км — 80 %, на среднем участке велась отсыпка. Завершение строительства планировалось на конец 2010 года, но из-за проблем с финансированием, строительство было частично остановлено в апреле 2009 года. К этому времени долг «Мечела» перед генподрядчиком достиг 2,6 млрд рублей. К июню 2009 года были остановлены практически все работы, а долг достиг 4 млрд рублей. Тысячи работающих остались без средств к существованию, были случаи самоубийств среди директоров, которые увязли в кредитах. Средства на продолжение строительства были получены за счет размещения облигаций «Мечел» в государственных банках на сумму 10 млрд рублей.
В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгамы. Общая сметная стоимость дороги на январь 2010 года оценивалась в 45 млрд рублей. В результате конфликта в конце 2009 года произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстрой» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой». «Трансстрой» осталась в проекте и достраивала автомобильную дорогу, работы на которой были завершены во II квартале 2010 года. В июле 2011 года ЗАО «Металлургшахтспецстрой» приобрело в лизинг 36 комплексов специальной дорожно-строительной техники Volvo, в том числе сочленённые самосвалы серии A40E, тяжелые гусеничные экскаваторы серий 360 и 460, а также специальный трактор-тягач, изготовленный на базе сочлененного самосвала Volvo A30E.
В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге начата в августе 2011 года, подвозится к месту перегрузки автомобильным транспортом (самосвалами).
В середине января 2012 года поступили сведения о том, что прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения полностью закончена. Открыто сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского месторождения. Объем потребовавшихся для прокладки железнодорожного полотна инвестиций составил порядка 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 километр железнодорожного полотна и возведены 76 мостов. Всего в 2008-2011 годах к строительству были привлечены 70 подрядных организаций. После небольшого участка БАМа и дороги Беркакит—Томмот—Якутск ветка Улак — Эльга стала третьей железнодорожной нитью на территории Якутии.

Эксплуатация

В 2010 году притрассовая дорога была использована для доставки спецтехники, предназначенной для освоения Эльгинского месторождения. Доставка осуществлялась несколькими колоннами, вскрышные работы начались летом 2010 года.
По состоянию на январь 2012 года, когда было уложено золотое звено на станции Эльга, рабочее движение поездов было открыто до разъезда 209 км. До разъезда доставка осуществлялась 30-тонными самосвалами Scania Р380. Из-за того, что ветка не отвечала нормам безопасности, на ней регулярно происходили сходы вагонов с углем. Всего в 2011 году было добыто 200 тыс. тонн угля. При этом часть добытого угля складировалась на месторождении.
Уголь планируется использовать на российских предприятиях, а также, на первом этапе, отправлять на экспорт через порт Посьет. Затем экспортные поставки планируется осуществлять через терминал в порту Ванино, строительство которого запланировано в 2011—2012 годах.
Перспективы
В 2012-2014 годах ожидается лизинговая поставка 18 новых магистральных односекционных восьмиосных тепловозов ТЭМ8. В марте 2012 года состоялась эскизная презентация нового локомотива. Поставка первых трех ТЭМ8 запланирована в четвертом квартале 2012 года.
Планы развития предусматривают, что в 2015 году по железной дороге может быть отправлено 6,9 млн тонн угля.
Для повышения пропускной способности до 25 млн тонн угля в год предусматривается электрификация дороги. При этом строительство ЛЭП 220 кВ для внешнего электроснабжения Эльгинского угольного комплекса планируется вдоль железной дороги.
В 2008 году генеральный директор управляющей компании «Мечел» Владимир Полин так прокомментировал возобновление строительства:
«Данный регион очень богат ресурсами - кроме угля, здесь есть еще масса других полезных ископаемых. Мы будем строить в этом регионе собственную и единственную железную дорогу в район месторождения. Чтобы полностью сохранить за собой собственность, мы не планируем привлекать партнеров. Теоретически лицензии на другие возможные эльгинские месторождения будут открыты для приобретения всем участникам рынка.»
В 2012 году компания «Мечел» получила лицензию на разработку Сутамской железорудной площади, находящейся в 50 км западнее дороги Улак — Эльга. Что может дать дополнительный стимул для развития дороги.
В качестве дальней перспективы возможно продолжение железной дороги до Аяна и Охотска, аналогично продолжению Амурско-Якутской магистрали до Магадана.

Куба

Куба до конца XVI века была заселена индейскими племенами. Народ гуанахатабей переселился на остров с материка предположительно в VI тысячелетии до н.э. В октябре 1492 годаКубу видели участники первого плавания Колумба, а в 1511 году Диего Веласкес де Куэльяр основал на Кубе первое поселение, Баракоа. Куба находилась под властью Испании до1898 года, когда в результате испано-американской войны она перешла под управление США. Американская оккупация острова официально завершилась 1 января 1902 года, когда в должность ступил первый избранный президент Кубы, Томас Эстрада Пальма. В 1933 году в результате военного переворота к власти пришёл Фульхенсио Батиста, остававшийся во главе государства до 1959 года, когда он был свергнут в результате революции. У власти оказалось поколение политиков во главе с Фиделем Кастро, с 1961 года объявивших осоциалистической ориентации страны. После крушения социалистических режимов в Восточной Европе Куба остаётся одним из лишь нескольких государств, продолжающих заявлять о своей социалистической ориентации.

Доколумбова Куба

Гуанахатабей переселились на Кубу предположительно с Южной Америки около 530 года до н.э., хотя некоторые исследователи, основываясь на сходстве материальных культур, полагают, что этот народ мог происходить с территории, которую сейчас занимают США. Гуанахатабей были охотниками и земледельцами и возделывали табак. Их численность к приходу испанцев оценивается примерно в 100 000 человек. Позже они были частично вытеснены более поздними мигрантами, индейцами-араваками из народов таино и сибони. Численность таино оценивается в 200 000, они культивировали юкку, из которой производили хлеб, а также хлопоктабаккукурузу и батат.

Испанское завоевание

28 октября 1492 года к Кубе подошли корабли первой экспедиции Колумба, на пути с Багамских островов к Эспаньоле прошедшие вдоль северо-восточного побережья острова. Вторая экспедиция Колумба в 1494 году исследовала южное побережье Кубы. В 1493 году папа Александр VI издал буллу Inter caetera, в которой, среди прочего, предписал Испании завоевать Новый Свет и обратить его жителей в католицизм. Полная карта Кубы была составлена лишь в 1509 году Себастьяном де Окампо, а реальная колонизация началась в 1511 году, когда Диего Веласкес де Куэльяр на трёх кораблях с тремястами людьми выплыл с Эспаньолы и основал поселение, современный Баракоа. Переселенцы встретили ожесточённое сопротивление индейцев таино во главе с касиком Атуэем, незадолго перед тем бежавшим с Эспаньолы от зверств испанцев. К 1514 году сопротивление было подавлено, Атуэй и его сторонники были взяты в плен и сожжены на костре, и испанцы установили полный контроль над островом. Индейцы либо ушли в труднодоступные горные районы, либо были согнаны в специально созданные резервации, и в больших количествах умерли от инфекционных болезней. В 1513 году Веласкес де Куэльяр, ставший губернатором Кубы, перенёс столицу в Сантьяго-де-Куба. В 1514 году была основана Гавана.
В 1513 году Фердинанд II Арагонский ввёл в американских колониях специальную систему владения землёй, энкомьенду, аналогичной крепостному праву для местных жителей. На Кубе эта система не имела успеха, так как индейцы либо умерли, либо ушли в горы. Для исправления ситуации были ввезены рабы-индейцы с соседних островов и американского континента, но и они при возможности уходили в горы. Тем не менее, какое-то взаимодействие испанцев и индейцев происходило. Оно, в частности, выразилось в том, что испанцы начали возделывать табак. Названия «Куба» и «Гавана» происходят из языка таино. Хотя генетически в современном населении Кубы присутствуют гены индейцев, цивилизация и культура таино была полностью уничтожена ещё в начале XVI века.
В экономике Кубы главную роль играли производство табака и сахара. Для этого требовалась рабочая сила, и, так как попытки привлечь индейцев оказались безуспешными, испанцы стали ввозить чёрных рабов. Работорговля продолжалась до начала XIX века. В 1807 году Британия объявила работорговлю вне закона, и вскоре другие страны последовали её примеру. Испания отменила рабство в 1820 году.
До 1760-х годов на Кубе действовали ограничения, введённые Испанией на внешнюю торговлю, с целью поддержания монополии на экспорт из карибского бассейна. В частности, колонии имели право торговать лишь с испанскими судами. После открытия кубинских портов на острове начался торговый бум, который привёл к резкому росту благосостояния, до такой степени, что в XIX веке наблюдался приток на Кубу белых эмигрантов из Испании. К 1860 году Куба практически стала монокультурной страной, специализировавшейся на производстве сахара, и была одним из его крупнейших производителей в мире. Все прочие товары импортировались, большая часть из США, которые были крупнейшим торговым партнёром острова и покупали 82% кубинского сахара.

Международные отношения

Куба, будучи богатой испанской провинцией, долгое время привлекала буканьеров и пиратов. Замок Морро в Гаване был специально построен в 1589 году для отражения нападений пиратов. Большинство пиратов и корсаров были французами. Так, Жак де Сор напал на Гавану и сжёг её ещё в 1555 году. Знаменитый английский капер Френсис Дрейк в 1586 году проплыл в оптической видимости Гаваны, но так и не высадился на Кубе. В 1628 году голландский флот под командованием Пита Хейна разграбил испанские корабли, стоявшие на рейде Гаваны. В 1662 году английский флот под командованием Кристофера Мингса на короткое время занял город Сантьяго-де-Куба в попытке открыть Кубу для свободной торговли с находящейся под властью Британии Ямайкой.
В ходе так называемой Войны за ухо Дженкинса, которая продолжалась с 1739 по 1742 год, адмирал Эдвард Вернон захватил залив Гуантанамо и составил план завоевания острова четырьмя тысячами находившихся в его распоряжении солдат. План полностью провалился из-за партизанского сопротивления испанцев и из-за тропических болезней, после чего англичане были вынуждены вернуться на Ямайку. Через семь лет, в 1748 году, противоречия между Англией и Испанией выразились в морском сражении британского и испанского флота у побережья Кубы, известном как Битва за Гавану.
Семилетняя война также происходила и в карибском бассейне. Испания в войне была союзницей Франции, что поставило их в конфронтацию с Великобританией. В конце войны, в 1762 году, из Портсмута вышли пять военных кораблей под командованием Огастеса Кеппеля с целью захватить Кубу. С 6 июня Гавана находилась в осаде и в конце концов сдалась. Англичане вошли в город и установили контроль над всей западной частью острова, после чего немедленно открыли свободную торговлю с британскими колониями. Основным товаром были рабы для работы на сахарных плантациях. В результате Гавана стала третьим по населению городом мира и установила торговые связи с Северной Америкой. Тем не менее, британская оккупация продолжалась очень недолго, менее года. Британские торговые дома были недовольны падением цен на сахар и вынудили правительство ускорить переговоры с Испанией. 10 февраля 1763 года был подписан Парижский мирный договор, положивший конец Семилетней войне, по условиям которого Испания отдавала БританииФлориду в обмен на Кубу.

Куба в XIX веке

В начале XIX века, под влиянием Великой французской революции, успешной войны за независимость испанских колоний в Америке и революции на Гаити, на Кубе возникли движения, ставившие целью независимость от Испании и освобождение рабов. Первое из них, возглавляемое свободным чёрным жителем Кубы, Николасом Моралесом, ставившее целью равноправие между белыми и мулатами, а также снижение налогов, было обнаружено властями уже в 1795 году, и его организаторы посажены в тюрьму.
В 18091810 годах на Кубе был организован заговор, ставившей своей целью получение островом независимости. Один из его лидеров, Хоакин Инфанте, написал проект конституции независимой Кубы, которая предполагала сохранение рабства, разные права у людей с разным цветом кожи, и католицизм в качестве государственной религии. В 1812 году руководители заговора были арестованы и депортированы в Испанию. В 1813 году также был открыт заговор, подготовленный под руководством свободного чёрного плотника из Гаваны, Хосе Антонио Апонте. Руководители этого заговора, объединявшего участников всех рас, были казнены. Главной причиной провала заговоров было отсутствие поддержки большинства креолов, в особенности владельцев плантаций, которые рассматривали Испанию как силу, способную поддерживать рабство и подавлять восстания рабов. После 1812 года, вдохновлённые успехом Боливара и принятием конституции в Испании, стали возникать различные тайные общества, самым значительных из которых стало исп. Soles y Rayos Bolívar, основанное в 1821 году под руководством Хосе Франсиско Лемуса. В 1823 году общество было раскрыто, его руководители отправлены в ссылку, а испанская конституция отменена, в результате чего на Кубе существенно усилилась власть губернатора.
В 1820-е и 1830-е годы было предпринято ещё несколько попыток организации заговора с целью получения независимости Кубы, но все они провалились. К 1825 году все испанские колонии в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико, стали независимыми. В 1826 году на Панамском конгрессе США выступили против независимости Кубы, угрожая, что США «не останутся безразличными». Причиной этого было то, что правительство США, где рабство в этот момент ещё не было отменено, опасались восстания рабов после известия об освобождении Кубы и Пуэрто-Рико. Инициатива Боливара, поддержанная Мексикой и Колумбией, по интервенции на эти острова, не получила развития. США также выступили против соглашений между Испанией и Великобританией, которые могли бы касаться Кубы.
В 1826 году в Пуэрто-Принсипе (провинция Камагуэй) произошло первой вооружённое восстание с целью получения независимости Кубы. Его предводители, креол Франсиско де Агуэро и мулат Андрес Мануэль Санчес, после поражения восстания были казнены[1]. За этим последовали другие восстания. Ведущими национальными фигурами на кубе в 1830-е годы были Феликс Варела и поэт Хосе Мария Эредиа. В это же время возникло реформистское движение, критиковавшее Испанию за коррупцию и работорговлю. Лидером его былХосе Антонио Сако. Движение не принесло результатов, более того, Куба в это время лишилась права посылать представителей в испанский парламент.
С 1810-х годов на Испанию постоянно оказывалось давление с целью заставить её отменить работорговлю. В 1817 году она впервые подписала международный договор, но не присоединилась к нему. Давление усилилось после того, как Великобритания отменила рабство в своих колониях. В 1835 году Испания подписала новый договор. Это событие привело к увеличению интенсивности восстаний рабов на Кубе. Наиболее серьёзным был Лестничный заговор (исп. Conspiración de La Escalera), начавшийся в марте 1843 года и продолжавшийся до 1844 года. Название происходило от пытки, при которой чёрного раба привязывали к лестнице и били до тех пор, пока он не признавался или не умирал. По оценкам, после подавления восстания около 300 негров и мулатов умерли от пыток, 78 были казнены (среди них один из крупнейших кубинских поэтов, Габриэль де ла Консепсьон Вальдес), около 600 приговорены к различным срокам тюремного заключения, и около 400 высланы с острова, среди них Хосе Антонио Сако