четверг, 5 июля 2012 г.

История возникновения и развития вневедомственной охраны в России.


Исторические корни охраны восходят еще к первобытнообщинному строю. На протяжении последующего развития человечества менялись только способы охраны, обусловленные развитием средств охранной деятельности. Суть же данного труда оставалась и будет оставаться (в обозримом будущем) одной и той же - защитить имущество (а подчас и жизнь) собственника от преступных посягательств.
Возникновению вневедомственной охраны при органах внутренних дел предшествовали следующие условия.
Впервые функция Охраны собственности была передана органам Государственной безопасности в 1919 году, когда декретом ВЦИК было утверждено положение НКВД РСФСР о создании железнодорожной и водной милиции. Предпосылкой для подготовки такого документа послужил вал хищений, который в то время не могли сдержать никакие другие формы и методы охраны.
В октябре 1922 года в качестве платежной единицы вводится червонец, ставший твердой устойчивой валютой вызвавший необходимость усиления охраны фабрик государственных знаков и мест хранения государственных ценностей. Выполнение этой задачи было возложено на Отряд особого назначения ОГПУ, сформированный в апреле 1923 года.
В это же время на повестку дня встает вопрос о создании в стране единообразной охраны государственного достояния - фабрик, заводов, горных приисков и других объектов, а также лавок и магазинов. Состоявшееся в конце 1923 года при Народном комиссаре внутренних дел РСФСР междуведомственное совещание единогласно высказалось за целесообразность ведомственной вооруженной охраны. В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 года НКВД по согласованию с заинтересованными наркоматами и ведомствами издал Положение о ведомственной милиции, а позже и Инструкцию о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности.
В результате этой деятельности правительства к 1925 году система охраны государственного достояния включала:
  • войска внутренней охраны ОГПУ охраняли особо важные государственные объекты;
  • военизированная охрана - ВСНХ, НКПС и другие;
  • ведомственная милиция и ведомственная сторожевая охрана.
Такая система охраны действовала вплоть до 1952 года, модернизируясь лишь в части реализации своих функций, но не затрагивая источника своего финансирования - государства. Сложность в выделении достаточных средств на содержание такой системы охраны, в первую очередь, объективно вынудило правительство СССР искать новые формы обеспечения охранной функции государства. Так, 29 октября 1952 года Совет Министров СССР принимает Постановление "Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшении дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств". Этим актом было установлено, что при органах милиции в республиках, краевых и областных центрах, а также в крупных городах республиканского, краевого и областного подчинения создается вневедомственная наружная сторожевая охрана, в обязанности которой входит охрана мелких торговых и хозяйственных объектов, независимо от их ведомственной принадлежности. Данное Постановление, по своей сути, и положило начало созданию вневедомственной охраны.
За время своего существования служба вневедомственной охраны прошла ряд этапов развития, характеризуемых появлением новых видов вневедомственной охраны: сторожевой, военизированной, милицейской.
Проведение в жизнь упомянутого выше Постановления позволило на 30% уменьшить численность сторожей, соответственно сократить расходы на их содержание, направить на строительство, в промышленность и другие отрасли народного хозяйства высвободившихся работников охраны, несколько повысить надежность охраны объектов, сократить кражи и хищения, улучшить условия труда сторожей.
Дальнейшим шагом по пути повышения надежности охраны товарно-материальных ценностей, сокращения численности сторожевого состава и удешевления ее содержания явилось принятие Советом Министров СССР постановления от 24.01.59 г. N 93-42 "Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений". В нем вместо многочисленных видов охраны предусматривалось установление двух видов охраны: военизированной и сторожевой.
Во исполнение этого документа были приняты Положения о вневедомственной и ведомственной охране, определившие основные направления деятельности, их права и обязанности, а также взаимоотношения с собственниками.
Следующим этапом развития вневедомственной охраны стало Постановление Совета Министров РСФСР от 18.05.62 г. N 670, поставившее перед вневедомственной и ведомственной охраной новые задачи по внедрению технических средств охраны.
Отметим, на данном этапе вопросы промышленного производства технических средств охраны решались каждым ведомством самостоятельно. Это приводило, с одной стороны, к неоправданным затратам на их создание и, с другой стороны, ограничивало область применения разработанных образцов средств охранной сигнализации.
В целях устранения отмеченных и других недостатков Совет Министров СССР Постановлением от 8.02.65 г. N 76-30 и Совет Министров РСФСР Постановлением от 19.03.65 г. N 366-35 наметили меры, в корне изменяющие основное направление в организации охраны. Если вневедомственная сторожевая охрана при органах милиции до этого обеспечивала охрану мелких промышленных предприятий и организации, а также хозяйственных, административных и других объектов, то в соответствии с вышеназванным Постановлением помимо указанных объектов на нее возлагалась охрана предприятий, строек, учреждений и организаций в городах, рабочих поселках и районных центрах, за исключением объектов некоторых министерств и ведомств. Постановление поставило задачу обеспечение полной сохранности государственного имущества при неуклонном сокращении расходов на содержание охраны.
Милицейская охрана объектов
Милицейская охрана объектов
В 1964-66 годах в порядке эксперимента с разрешения Совета Министров союзных республик в некоторых городах страны взамен сторожевой охраны была введена милицейская охрана объектов. Преимущество такой охраны по сравнению со сторожевой было бесспорно, т.к. вооруженный работник милиции, находясь на посту (маршруте), осуществляет охрану не только объектов, но и общественного порядка и обеспечивает борьбу с преступностью. Охрана объектов подразделениями милиции себя оправдала. В связи с этим Совет Министров СССР распоряжением от 10.05.67 г. N 1025р предложил данную форму охраны объектов распространить на другие города страны с заменой занятых на обходных постах сторожей и бригадиров сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел лицами рядового и сержантского состава милиции с содержанием их за счет средств вневедомственной охраны.
С 1970 г. в практике деятельности милицейской охраны стал использоваться специфический вид охраны охрана с помощью пультов централизованного наблюдения. В 1980 году под вневедомственную охрану начали передаваться банковские учреждения. В 1985 году часть объектов, охраняемых так называемой "ведомственной милицией", перешла также под вневедомственную охрану. Предоставление подразделениям полной самостоятельности в вопросах заключения договоров, оплаты труда создало условия для качественного улучшения деятельности военизированной и сторожевой охраны. Благодаря этому, вневедомственная охрана начала стремительно развиваться, расширяя сферу деятельности как географически, так и осваивая новые формы работы с целью обеспечения максимальной эффективности защиты охраняемого имущества от преступных посягательств. И на сегодняшний день Служба вневедомственной охраны остается лидирующей структурой на рынке обеспечения имущественной и личной 

Комментариев нет:

Отправить комментарий