четверг, 3 мая 2012 г.

Арбапет


Название доогнестрельного метательного оружия – арбалета восходит к немецкому слову armustung (оружие для рук). Во французском языке оно звучит как арбалет (arbalete), в английском – кроссбоу (cross-bow), в итальянском – балестра (balestra), в испанском – баллеста (ballesta), в русском – самострел.
Когда речь заходит об арбалете, его обязательно начинают сравнивать с луком, пытаясь выявить недостатки одного и преимущества другого. В арбалете все преимущества очевидны, но тем удивительнее, что и лук, и арбалет длительное время существовали бок о бок. Арбалет присутствует во всех литературных памятниках средних веков, если речь в них идет о войне или охоте.
Для того чтобы во всем этом разобраться, следует заглянуть в прошлое. Человек, используя энергию натяжения лука для передачи ее выпущенному из него заряду, создал очень простое и эффективное оружие. Лук, как и колесо, изменил само существование человека и сильно облегчил его жизнь. Способность посылать смертоносный заряд на расстояние дало ему возможность господствовать в дикой природе. Однако, используя лук, человек постоянно стремился к усовершенствованию этого простого оружия. Стрельба из лука требовала от него большой физической силы, постоянных тренировок, определенной ловкости. На охоте и в бою приходилось длительное время выжидать, прежде чем произвести выстрел. В такой ситуации держать лук в натянутом положении было чрезвычайно трудно, как и вести продолжительную стрельбу. Требовалось такое же простое и эффективное оружие, но лишенное вышеперечисленных недостатков. Вот таким оружием и стал арбалет. Правда, лука он заменить полностью не сумел, так как ко всем своим преимуществам прибавил и недостатки, однако многие конструктивные достижение арбалета по эстафете перешли к огнестрельному оружию.
Арбалет представляет собой, как и лук, метательное оружие дальнего боя. Время его появления ученые относят к античности, примерно к 400 г. до н. э. Считается, что в Сиракузах было создано оружие, которое представляло собой лук, укрепленный на деревянной ложе.
Для удержания натянутой тетивы служил зацеп. Для того чтобы натянуть такой лук, человек должен был обеими руками тянуть за тетиву, сгибая плечи лука и уперев при этом ложу в живот. Это оружие так и назвали – гастрафет, то есть «заряжаемый с помощью живота». До настоящего времени историки спорят о том, что появилось раньше – станковый арбалет (метательная машина) или ручной арбалет. Видимо, можно предположить, что ручной арбалет произошел от станкового оружия, как позднее ружье стало производным от пушки. О греческих и римских метательных машинах, в которых использовалось натяжение дуги лука, известно достаточно хорошо. Эти устройства широко использовались в военном деле. В меньшей степени известно о подобных машинах Китая. Ряд ученых, основываясь на археологических находках и древних литературных памятниках, высказывают гипотезу о том, что арбалетное оружие в Китае появилось в V веке до н.э. Так, в Китае были найдены спусковые устройства стрелометного оружия, изготовленные из бронзы. Все же думается, что первые арбалетные устройства в Китае также были станковыми. Известно, что такое устройство называлось шень би гунн (сверхъестественный лук на ложе). Китайцам приписывают создание и станковых многолучных и многозарядных арбалетов. Сегодня трудно сказать, как и где начал распространяться ручной арбалет. Есть свидетельства, что такое оружие было у франков, которые вторглись в Британию в 457 году, а также у готов. 
Поскольку нас интересует в первую очередь охотничье оружие, то стоит подробнее поговорить о более позднем времени, когда арбалет стал приобретать вид уже сложившегося ручного метательного оружия. История арбалета в Европе начинается с конца X века. С этого времени можно проследить развитие и техническое совершенствование арбалета как военного и охотничьего оружия. На многочисленных старинных гравюрах арбалет изображают довольно подробно, описывается он и в стредневековых хрониках большинства европейских стран. На миниатюре из Библии конца X века (собрание Национальной библиотеки Парижа) можно увидеть двух пеших стрелков, вооруженных арбалетами. Боевые преимущества арбалета сыграли свою роль в битве при Гастингсе в 1066 году, когда норманнские завоеватели одержали победу над английским королем Гарольдом II. Сам король был убит в этом бою. Часто приводят записки ученой дочери византийского императора Алексея Анны Комнин (1083–1155) под названием «Александриада», в которых изображается первый Крестовый поход. Эта ученая дама довольно много места отводит описанию так называемой «цагры» (tzagre). Именно так она величала арбалет. Анна писала, что «цагра – это лук, который нам незнаком». На этом основании ученые делали вывод, что арбалеты были неизвестны византийцам. Средние века Европы вообще невозможно представить без изображения арбалетчика. Среди рыцарей Крестовых походов были отряды арбалетчиков. Так, Ричард I, прозванный Львиным Сердцем, содержал в своем воинстве арбалетчиков. Он высоко ценил это оружие и сам умело с ним обращался. Правда, следует упомянуть, что, согласно легенде, и сам король пал от арбалетной стрелы. Во Франции же была даже учреждена должность гранметра арбалетных стрелков, которая по рангу была чуть ниже маршальской. Арбалет был постоянным оружием наемников XIV–XV веков. Лучшими арбалетчиками того времени считались англичане, итальянцы и швейцарцы. Их услугами пользовались многие венценосные особы средневековой Европы.
Именно в это время начинается победное шествие арбалета как оружия. Этому способствовали конкретные обстоятельства. Как уже упоминалось, развитие любого наступательного оружия давало толчок оборонительному оружию и защите воина, что в свою очередь приводило к новому усовершенствованию наступательного оружия и так далее. Арбалет был именно таким наступательным оружием. Усовершенствование защиты воина в виде доспехов, лат и другого вооружения выдвинули требование к усилению эффективности метательного оружия. В средние века только арбалет был способен на расстоянии поразить такого закованного в латы воина при условии достаточной мощности его дуг. Арбалет обладал большей мощностью и точностью стрельбы. Именно дугам арбалета придавали особую гибкость и прочность. Поэтому, как и в луке, арбалетные дуги стали делать не просто из одного куска дерева (чаще всего использовали тис или ясень), но и наборными из различных пород древесины. Однако такие дуги ставились только на простое оружие, которое можно было легко ремонтировать в полевых условиях.
Упругости древесины для арбалета было недостаточно, поэтому луки мощных арбалетов изготовляли из многослойных пластин рога. Такие дуги служили дольше и были прочнее. А с XV века для арбалетных дуг начали использовать металл.
Стальные арбалетные луки обладали большой упругостью, но быстро разламывались при низких температурах. Согнуть такие мощные дуги лишь одной мускульной силой человека даже двумя руками было очень трудно, а подчас невозможно. По этой причине появляются различные устройства, обеспечивающие простоту и легкость заряжания арбалета (взведения тетивы). Одновременно, с учетом силы натяжения тетивы, требовала усовершенствования и система спуска. Таким образом, ручные арбалеты стали подразделяться на легкие и тяжелые. Легкие арбалеты имели натяжение тетивы в 50 кг. Тяжелые – в 70 кг. Дальность стрельбы из такого оружия составляла 400–600 шагов.
Арбалетные стрелы отличались от стрел для лука. Они назывались болтами. Арбалетный болт был короче стрелы и имел более прочное и толстое древко. Его длина обычно соответствовала длине, на которую сгибались концы дуги. Форма и масса болта всегда основывались на точном расчете. Длина древка зависела от мощности лука. Для дальнобойности важнейшим требованием являлось правильное расположение центра тяжести. Так, у короткого болта центр тяжести располагался на расстоянии 1/3 от наконечника, при большей длине – обычно на расстоянии 1/4. Центр тяжести проверялся на каждом болте и подгонялся. Оперение болта состояло обычно из трех перьев. Оно могло изготовляться и из кожи, грубой деревянной стружки. Для дорогих охотничьих арбалетов на оперение для болтов брали пластины из дорогой слоновой кости.
Оперение устанавливали прямо или под углом 15о, чтобы придать вращение болту, которое повышало точность выстрела. Иногда оперение на болт вообще не ставилось. Масса болтов была различной и порой доходила до 500 г. В зависимости от назначения болты имели наконечники различной конфигурации. Так, для пробивания лат рыцарей ставились наконечники длинные и узкие, четырехгранного сечения.
Наконечники были втульчатыми или черешковыми. При черешковом наконечнике древко болта сверху обвязывалось крепким шнуром для того, чтобы помешать его раскалыванию. На охоте использовали совершенно иные наконечники. Для охоты на мелких зверей и птицу применялись болты с тупыми наконечниками пулеобразной или грибковой формы. Такие болты глушили дичь силой удара. Разновидностью тупых наконечников были корончатые. Они служили для охоты на крупную пернатую дичь. Болты с наконечниками вилкообразной формы были популярны у охотников на серн. Долотовидные (в виде полумесяца) наконечники ставились на болты для охоты на крупную дичь. Для такой охоты использовались и стреловидные невозвратные наконечники. Для точной стрельбы на наконечник болта иногда крепили бусину, которая служила своеобразной мушкой. Арбалетные болты носились в колчане, чаще всего по 12 штук. Колчаны изготавливали из кожи, дерева, металла. Металлические колчаны обтягивали кожей или мехом.
На охоте применяли легкие арбалеты. Эффективный выстрел достигался с расстояния в 100–200 м. Часто на охоте с арбалетом использовали охотничьих собак для выгона зверей из зарослей под выстрел. Подробную информацию об использовании арбалета на охоте дают многие литературные памятники прошлого. Среди них выделяется сочинение XIV века Гастона де Фуа «Книга охоты». На это произведение довольно часто ссылаются люди, изучающие историю охотничьего дела. В настоящее время этот свод охотничьих текстов разрознен и хранится частями в музеях различных стран мира: США, Швейцарии, Франции. Некоторые из уникальных листов находятся и у нас, в Эрмитаже.
Прежде всего, стоит сказать несколько слов о самом создателе этого шедевра. Гастон III, граф де Фуа, виконт Беарн (историческая провинция на юго-западе Франции) был личностью хорошо известной воинскими доблестями и чрезмерным волокитством. Виконт Беарн был человеком видным и, по свидетельству историков, внешностью отличался привлекательной. За белокурые и кудрявые волосы графа прозвали Гастоном Фебом, то есть Блестящим, или Лучистым. Родился он в 1331 году, а уже в 1343-м сменил своего отца на троне. Гастон III прославился прежде всего тем, что вел удачные войны против Англии.
Граф серьезно относился к охотничьему искусству и того же требовал от своих подданных. В его хозяйстве содержались многочисленные охотничьи службы, в которых одно из главных мест отводилось охотничьим собакам. Достаточно сказать, что псарня вельможного охотника считалась едва ли не лучшей в Европе. В ней содержалось более 500 собак. Вот этот незаурядный человек и явился создателем уникальной книги. В ней он изложил весь свой охотничий опыт. Книгу можно рассматривать и одним из первых пособий по правильной охоте, содержащим разделы не только о ведении охоты, но и о поведении и жизни диких животных, рекомендации по организации питомника и содержании охотничьих собак, о методах ведения охоты и технике использования оружия, ловушек и конструкции западней. Здесь же излагались методики обучения егерей, правила подачи специальных охотничьих звуковых сигналов, давались рекомендации по разделке дичи, приготовлении блюд из нее. В настоящее время такая книга по праву называлась бы энциклопедией. «Книга охоты» Гастона III предположительно была создана в 1370 году и представляла собой сборник охотничьих манускриптов. Считается, что таковых должно было насчитываться 44. Однако в настоящее время известно местонахождение только 33. Все тексты книги сопровождаются изумительными по исполнению и утонченному, аристократическому вкусу иллюстрациями. Именно они и превратили книгу в шедевр изобразительного искусства. Предполагают, что в составлении текстов книги принимал участие придворный поэт графа Жан Фруассар, один из лучших представителей французской литературы XIV века. «Книга охоты» была посвящена королю Франции Филиппу VI.
Нас в этом литературном памятнике интересуют прежде всего гравюры, изображающие сцены охоты. На них во всех деталях видно, как и с чем охотились в далеком XIV веке. Именно здесь можно подробным образом рассмотреть наконечники болтов, предназначенные для охоты на различную дичь. Для мелкой дичи использовали тупые наконечники, чтобы оглушить ударом птицу или мелкого зверя. Острые наконечники стрел с невозвратными концами предназначались для серьезной дичи, такой как олени и кабаны. Есть на гравюрах изображения и охотников с арбалетами, которые показывают, как велась сама охота.
Прошло время, многие деяния графа забылись, но имя Гастона Феба вошло в мировую историю благодаря его охотничьему произведению. Удивительно, но это так.
Арбалет являлся грозным и эффективным оружием. Его преимущества перед луком были очевидны. Оружием мог пользоваться любой человек, даже не обладающий исключительной физической силой. Взвести арбалет, как говорили тогда, под силу ребенку. Если лук требовал постоянных тренировок, то из арбалета мог стрелять любой человек, впервые взявший его в руки. Дальность же и эффективность прицельной стрельбы из него были очевидными. Арбалет казался в то время исключительно уничтожительным оружием, не знавшим преград. Достаточно сказать, что в Европе в XII веке это оружие было запрещено церковью. Второй Латеранский собор предал проклятью арбалет как оружие, противное Богу. Насколько серьезным было такое проклятие, можно судить по тому, что Вселенские соборы проводились лишь по исключительно важным вопросам. Правда, запрет на применение дьявольского оружия распространялся только в отношении христиан. Арбалет внушал такой страх и опасение, что, случалось, светские властители также запрещали использование этого оружия на подвластных им землях. К примеру, так поступил король Конрад III (1138–1152). Однако распространение эффективного и действенного оружия остановить было уже невозможно.
Арбалет завоевал признание почти во всех странах и, казалось бы, должен был полностью вытеснить лук, но этого не произошло. В чем тут дело? А объяснение довольно простое. Арбалет, имея значительные преимущества перед луком, обладал и недостатками. Он был тяжелее, его заряжание требовало большего времени, и при этом арбалетчику требовалось укрытие, а в бою – большее по площади место. Во время боя на одном и том же участке можно было разместить больше лучников, чем арбалетчиков, что усиливало мощь огня. Арбалет был более дорогостоящим оружием в изготовлении. По скорострельности лук во много раз его превышал. В минуту арбалетчик выпускал две стрелы, а лучник – семь. В бою арбалетчика обычно прикрывал помощник со специальным щитом, который назывался павез. Лучнику прикрытия не требовалось. Он был менее уязвим, более маневрен. Поэтому с использованием арбалета стала меняться тактика самого боя. Арбалетчики для эффективности ведения стрельбы выстраивались в цепи, которые затем менялись одна на другую. Именно их построения стали прототипом каре. Эта же тактика стала применяться при использовании первого огнестрельного оружия. С появлением огнестрельного оружия арбалет продолжал оставаться действенной силой. Первые ружья не могли соперничать с ним ни по дальности, ни по эффективности прицельной стрельбы. Когда в 1527 году Франция отказалась от использования лучников и их подразделения были распущены после принятия на вооружение огнестрельного оружия, арбалетчики продолжали оставаться в строю. С начала XIII века в немецких и нидерландских городах стали образовываться стрелковые гильдии арбалетчиков. Их покровителем выступал то св. Себастьян, то св. Морица. Эти союзы занимались практической стрельбой, устраивали состязания. Они же послужили основой объединения охотников. С XIII века арбалеты становятся основным охотничьим оружием, вытесняя лук и пращу. Арбалет применялся и для вооружения горожан для обороны. Существует легенда об итальянском епископе Бальсандини. Этот церковный муж в 1511 году организовал оборону своего города Губио силами горожан, вооруженных арбалетами. В итоге город был спасен от разграбления. За свой подвиг епископ был канонизирован, а в память об этом событии и в настоящее время проводятся праздничные состязания арбалетчиков.
Арбалет был отличным охотничьим оружием на протяжении веков. Охотничьи арбалеты изготовлялись более легкими и меньшими по размерам. Как и любому охотничьему оружию, ему были присущи более тщательная отделка и декор. Такое оружие попадало в арсеналы знати и являлось их гордостью. Охотничьи арбалеты всегда имели приклад, мягкий спуск и прицельные устройства. Стремление совершенствовать это оружие приводило к появлению все новых конструктивных решений, облегчающих пользование арбалетом. Теперь он представлял собой прекрасное охотничье оружие, бесшумное и эффективное, им пользовались охотники разных сословий, в том числе и браконьеры. Когда арбалет был снят с вооружения армий во многих странах, что произошло во второй половине XVI века, он перешел в разряд исключительно охотничьего оружия. В Англии в начале XVI века неоднократно издавались законодательные акты, запрещавшие пользоваться арбалетами гражданским лицам в королевских парках и охотничьих угодьях. Лесничие и егеря могли владеть этим оружием только по выдаваемым разрешениям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий