пятница, 18 мая 2012 г.

Вампиры


История появления мифов о вампирах уходит корнями в глубокую древность, за несколько тысячелетий до всем известного Дракулы, в вавилонские и шумерские мифы — именно так думает большое кол-во современных готов, имеющих крайне расплывчатое представление о культуре Вавилона и Шумера. На самом деле упыри, наряду с положительными оборотнями волколаками, — это то немногое, что славянская языческая мифология подарила массовой культуре. Однако с появлением христианства и наступлением сурового Средневековья все об этом позабыли (деревенские сказки о встающих из могил уродливых упырях не в счёт, ибо не готично, хоть и исторически верно).
Слово «упырь» ныне используется отечественными авторами для описания расово отвратительных вампиров. Если верить учёным, слово «вампир» — искажённое «упырь», заимствованное у славян венграми, да и само буквосочетание «вампир» — сербского происхождения. А изначально ноги растут даже не из славянских вариантов (упырь, упир, въпир и т. д.), а ещё чуть восточнее (см. чувашское «вупар», марийское «вувер», удмуртское «убыр» и коми-зырянское «упыр»). «Вампир» — соответственно, для обозначения преимущественно кошерных импортных образцов.
Самым известным историческим вампиром по сей день считается именно граф Дракула, вернее, его прообраз IRL — Влад III Цепеш, господарь Валахии. «Дракула» — не фамилия, а кличка, придуманная любящим народом из-за дракона на его стягах и фамильном гербе. Согласно широко распространённому мнению, господарь отличался редкостным гуманизмом и человеколюбием, за свою жизнь пересажав на колья чуть ли не пол-Европы. На самом деле подобный метод убеждения применялся в то время повсеместно, однако, благодаря впечатлительности турков, внезапно увидевших своих товарищей на кольях или с приколоченными к голове гвоздями тюрбанами, прозвище «Казыклы» (турецк.), или «Цепеш» (венгерск.) досталось именно Владу III. Значительная же часть прочих зверств (в том числе и вампиризм), приписываемых ему, является либо плодом буйной фантазии безвестных пейсателей, либо хитрым ходом правителей сопредельных государств, недовольных успешной политикой Дракулы по укреплению страны и потому не желающих видеть продолжателей его дела.
В качестве первого вампира различные источники указывают Каина, Лилит, Иуду, того же Дракулу и ещё более 9000 персонажей разной степени мифологичности. Однако все эти источники написаны гораздо позже описанных в них событий, а посему не канонiчны. В статьях современных мистиков сии рассказы встречались неоднократно как абсолютно доказанное, но, как всегда, без дат, мест и конкретных имён. Однако если поискать (а мистики это делать не любят, ибо часто приходят к разоблачению), то в литературе можно всё же найти и более точные датировки всех этих, на первый взгляд, совершенно безымянных событий.
В 1725 году воевода Градански был вынужден послать отряд солдат, чтобы освободить словацкую деревушку Кислово от… нашествия вампиров. В послании, которое он направил в Белград, убийства 9 жителей деревни приписывались Петру Плогожовичу, который скончался задолго до этих трагических событий, в возрасте 62 лет. Все 9 жертв были соседями Плогожовича. Воевода в своем послании утверждал, что Плогожович восставал по ночам из мертвых, впивался очередной жертве в горло и высасывал всю кровь до последней капли. Убийцу искали неделю и никого не нашли. По приказу воеводы решили вскрыть могилу Петра Плогожовича. Тем временем было совершено очередное убийство. Власти заторопились и могилу вскрыли немедля, на утро следующего дня. Гроб подняли на поверхность и сняли крышку. Ужаснувшись, солдаты увидели труп Плогожовича, забрызганный кровью с ног до головы. Труп набух и сочился кровью. Струйки крови стекали у трупа изо рта. Глаза у мертвеца светились, как у живого. И все же присутствующий при вскрытии могилы врач заявил, что Плогожович мертв: покойный оказался „живым мертвецом“. Когда, по старому поверью, в сердце трупа вогнали осиновый кол, из раны хлынула кровь. Труп Плогожовича был сожжен, и для большей уверенности, прах его был развеян по ветру
«Курьер для вас» (4.1991), по журналу «История» (Франция)
Причём в каждой из подобных историй прах нужно было развеять именно на перекрестке дорог. Суеверный народ эти сербы. Будто иначе прах соберётся обратно в упыря и продолжит свое нехитрое дело. Также можно отметить острые зубы, в частности клыки, у трупов с откопанных могил. Объясняется всё тем же процессом разложения и крошения кальцийсодержащих.
В 1732 году военный хирург и два старших офицера подали рапорт. Речь шла об Арнольде Пасле, недавно похороненном в окрестностях Белграда. Незадолго до смерти Пасле жаловался своей невесте, что во время службы в Греции его укусил вампир. С тех самых пор Арнольд опасался, что его кровь окажется зараженной слюной вампира (бешенство? — А. А.). Через некоторое время Арнольд Пасле трагически погиб. Почти сразу после его похорон несколько жителей в округе стали жертвами вампира. Могилу Пасле вскрыли и обнаружили труп без всяких признаков разложения. Люди дивились цветущему виду мертвеца. Две тонкие струйки крови стекали по углам рта (в Вытекала трупная жидкость, смешанная с кровью - характерный признак разложения внутренних органов — А. А.) трупа — следы шабаша минувшей ночи. Когда в его сердце воткнули кол из боярышника, покойный издал леденящий душу вопль(скорее "вздох" - вышел воздух из пробитой полости — А. А.)
Там же
Впоследствии, как сообщает та же публикация, волна подобнми слухами полнились Силезия, Украина и Белоруссия — вплоть до периода 1650—1750 гг.
Существует мнение, что все истории про вампиров (в других интерпретациях — оборотней) произошли из-за древней и всем известной болезни, а именно бешенства:w:Бешенство.
Наравне с чумой и проказой, бешенство в течение веков вызывало панику и породило массовый фольклор, пожалуй во всех странах и на всех континентах, где встречалось. В христианской Европе фольклор создал мифических существ — вампиров, чье поведение совершенно подобно поведению человека, больного бешенством. Вампирами становятся через укус другого вампира, равно также передается бешенство. Вампиры могут превратиться в летучих мышей и кусать людей в этом облике, а именно летучие мыши являются источниками заражения бешенством людей во многих странах обеих Америк. Вампир боится дневного света (синдром светобоязни у больного бешенством), не отражается в зеркалах (есть указания на то, что больные бешенством не могут видеть свое отражение в зеркале: это вызывает у них отторжение, как и вода), вампир боится запаха чеснока и блеска серебра (больной бешенством может впасть в припадок от резкого запаха или блеска металла). Вампир крайне боится святой воды (больной бешенством боится любой воды, хотя некоторые источники указывают, что иногда больной может выпить подкрашенную жидкость, чай и т.д.). Процедура лечения водой применяется, кстати, для снятия припадка другого психического заболевания — лунатизма, когда на пути лунатика ставят тазик с водой, так, чтобы он в него наступил и немедленно проснулся.
Что интересно, вампирам также придают чумное происхождение: ими становятся принявшие ислам вследствие бубонной чумы. Собсно, модное псевдолатынское название его — Nosferatu — является изменившимся за века словосочетанием νοσοφόρος. Правда, не очень понятно, с какого перепуга сербским колхозникам тех мрачных времён давать названия своей местной НЁХ, используя древнегреческий. А разгадка проста — это слово скопипиздил Брэм Стокер у другого фрика, который скопипиздил его у немецкого этнографа, который вообще не говорил по-румынски, но трактаты почему-то писал… в общем, конесенсусом пока и не пахнет.
Третьим канонично медицинским объяснением возникновения вампиров является такая славная наследственная болезнь, как порфирия. В принципе, заболевание достаточно неприятное, особенно в запущенных случаях, но обладающее одним офигенно интересным эффектом: под воздействием солнышка на коже людей появляются прыщи, потом волдыри, затем местами она лопается, глазки приобретают красноватый оттенок (из-за нарушения в одном из белков в кровушке, продукт распада которого потихоньку травит человеческий организм) — вот вам и готовая легенда. ИЧСХ, потребление этой самой кровушки вроде как даже помогает.
Справедливости ради следует отметить, что ритуальный каннибализм с попиванием кровушки и поеданием внутренних органов убиенных врагов практиковался таким количеством культур на раннем этапе развития, что притягивать разного рода медицинские объяснения, собственно, нет особой необходимости: и вампиризм, и каннибализм — это светлое прошлое человечества, память о котором в той или иной форме сохранилась во всех культурах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий